Tonal is концепция в рамках изучения мезоамериканской религии, мифов, фольклора и антропологии. Во многих коренных мезоамериканских культурах существует убеждение, что человек после рождения приобретает тесную духовную связь с животным, связь, которая длится на протяжении всей жизни обоих существ. У человека есть признаки того, в каком состоянии находится животное, включая царапины и синяки, если животные вступают в драку, или болезни, если животное болеет. Таким образом, это похоже на концепцию Тотема.
слово происходит от науатль слова тоналли, что означает «день» или «знак дня». В системе убеждений ацтеков день рождения человека, рассчитанный в Тоналпоуалли, будет определять характер человека - каждый день ассоциировался с животным, которое могло иметь сильные или слабые стороны. Человек, родившийся, например, в день «собаки», тогда будет иметь сильные или слабые стороны собаки. В науатле слово Тоналли использовалось как для обозначения дня, так и для обозначения животного, связанного с этим днем. В вере майя понятие животного-компаньона человека называлось «Путь». Современные люди Миксе называют его Ц'ок (Липп, 1991). Джакалтек народ майя Консепсьон-Уиста, Гватемала, называют его yixomal ispian nax, что означает «носитель души».
Изучение тонализма было инициировано известным археологом, лингвистом и этнологом Дэниелом Гаррисоном Бринтоном, опубликовавший трактат под названием «Нагвализм: исследование индейского фольклора и истории», в котором были описаны исторические интерпретации этого слова и те, кто практиковал нагвализм в Мексике в 1894 году. Он выявил различные верования, связанные с тонализмом в некоторых современных мексиканских сообществах, таких как миксе, науа, сапотеки и микстеки.
.