Незабываемый год 1919 | |
---|---|
Режиссер | Михаил Чиаурели |
Продюсер | Виктор Циргиладзе |
Автор | Всеволод Вишневский (пьеса) |
Сценарий | Всеволода Вишневского, Александра Фильмонова, Михаила Чиаурели |
В ролях | Борис Андреев |
Музыка | Дмитрия Шостаковича (композитор) |
Кинематография | Леонид Космато v, Виталий Николаев |
Отредактировал | Татьяна Лихачева |
Продакшн. компания | Мосфильм |
Продолжительность | 108 минут |
Страна | Советский Союз |
Язык | Русский |
Бюджет | 10 936 000 Советский рубль |
Незабываемый год 1919 (Русский : Незабываемый 1919 год, романизированный : Незабываемый 1919 год) - советский биографический фильм 1951 года режиссера Михаила Чиаурели.
Май 1919 года. Город Петроград, опорный пункт большевиков в России, атакован контрреволюционной Белой армией генерала Николаем Юденичем, которого поддерживают британские империалисты, и особенно воинственным Уинстоном Черчиллем. Верховный Совет города деморализован и собирается приказать эвакуироваться, в то время как пятая колонна белых внутри него замышляет восстание. Форт Красная Горка отправляет на помощь Петрограду отряд моряков Балтийского флота, в том числе молодой Владимир Шибаев. Когда Красная Армия терпит поражение от белых, Иосиф Сталин появляется на поле битвы, сплачивает коммунистов и разбивает врага, спасая город.
Сценарий адаптирован по одноименной пьесе, написанной Автор Всеволод Вишневский к 70-летию Сталина в 1949 году и получил Сталинскую премию. Рональд Хингли писал, что пьеса Вишневского «возвела Сталина Гражданскую войну в России Рекорд до неузнаваемости ». Работа Чиаурели была одной из девяти советских картин, созданных в 1951 году. При бюджете почти в 11 миллионов рублей это был также самый дорогой фильм, созданный в Советском Союзе до того времени. Кроме того, это был последний из «суперпродукций о Сталине» Чиаурели.
«Незабываемый 1919 год» активно рекламировалась советской прессой за несколько месяцев до его выхода. Его посмотрели 31,6 миллиона человек в СССР, став пятым по размеру кассовым фильмом в стране в 1952 году, уступив четырем старым американским фильмам Тарзан 1930-х годов.
Фильм выиграл Хрустальный глобус на Международном кинофестивале в Карловых Варах 1952 года . Ольга Романова писала, что Сталину не понравилось изображение его юной личности Михаилом Геловани, и поэтому он не присудил «Незабываемый 1919 год» Сталинской премии; это был единственный культовый фильм Чиаурели, лишенный приза. В 1952 г. критик «Шпигель» писал, что в 1919 г. «Молодой Сталин в белых шелковых доспехах устраивает оборону Ленинграда... А предатели получают заслуженную пулю в голову». Он добавил, что его показали только в Восточной Германии.
В 1953 году картина подверглась критике со стороны Центрального комитета за «существенные недостатки и более низкие идеолого-художественные достоинства, чем те, которые ранее были выпущены директор." Летом 1953 года, после смерти Сталина, он был изъят из обращения.
В феврале 1956 года премьер Никита Хрущев выступил с речью, осуждающей культ личности Сталина в фасад XX съезда Коммунистической партии Советского Союза. Он сказал присутствующим: «Сталин любил смотреть фильм« Незабываемый 1919 год », в котором его показали на ступенях бронепоезда и где он практически побеждал врага собственной саблей. Пусть Климент Ворошилов, наш дорогой друг, наберись мужества и напиши правду о Сталине; в конце концов, он знает, как Сталин воевал ». В марте просталинские протестующие на грузинских демонстрациях 1956 года включили повторные показы фильма в свой список требований.
Питер Кенез отметил, что фильм был последним, снятым о Октябрьская революция и гражданская война в сталинский период. Луи Менаш считал 1919 год одной из послевоенных картин, в которых «Сталин монополизировал весь героизм». Уильям Лур описал это как «очень сложную и дорогостоящую постановку... Очередная попытка мифотворчества... В которой Сталину принадлежит единственная заслуга в подавлении антибольшевистского восстания». Энн Ллойд и Дэвид Робинсон назвали этот фильм «в высшей степени незабываемым, Незабываемый 1919 год».
Дениз Дж. Янгблад отметила, что роль Сталина «столь же абсурдна», как и роль Сталина в последнем фильме Чиаурели, Падение Берлина, он все еще содержал «крупицу исторической правды... Сталин был вождем СССР во время Второй мировой войны». Но в 1919 году он был изображен в совершенно антиисторической манере: «он не был главой партии в 1919 году и не был героем гражданской войны». Джон Райли добавил, что в соответствующий период гражданской войны Сталин находился в Москве, где он выполнял функции наркома по делам национальностей.
Николас Хюльбуш, исследовавший образы Сталина в кино, написал, что изображение Пропагандистское "экранное альтер-эго" премьера достигло своего "зенита" в "Падении Берлина", и "это развитие обозначило его атрофический кризис". По словам Хюльбуша, официально разрешенная художественная линия изменилась уже в 1952 году, и попытки использовать фигуру Сталина осуждались. Следовательно, «Незабываемый 1919 год» и другие сталинские произведения того года «не имели особой известности... И были забыты после политических перестановок 1953 года»
A сюита из музыки к фильму Дмитрий Шостакович (его Op. 89a), переложение Льва Атомяна, было подготовлено в 1954 году и записано в 1956 году Мелодией с Александром Гаук как проводник. Пятая часть сюиты описана как «концерт для мини-фортепиано в стиле, но даже более похожем на Голливуд, чем Варшавский концерт 1941 года Аддинселла ». В нем описывается нападение на форт Красная Горка. Из-за неправильного перевода движение иногда называют «Нападением на прекрасного Горького».