Михеил Геловани

редактировать
Михаил Геловани
Родился(1893-01-06) 6 января 1893 года., Кутаисская губерния, Российская Империя
Умер21 декабря 1956 (1956-12-21) (63 года). Москва, Советский Союз
Род занятийАктер, режиссер
Годы работы1913–1956

Михаил Геловани (грузинский : მიხეილ გელოვანი, русифицировано как Михаи́л Гео́ргиевич Гелова́ни, Михаил Георгиевич Геловани; 6 января [OS 25 декабря 1892] 1893 - 21 декабря 1956) был грузинский - советский актер, известный своими многочисленными изображениями Иосиф Сталин в кино, снялся в пятнадцати исторических фильмах, в основном о ранней советской эпохе.

Содержание
  • 1 Биография
    • 1.1 Ранние годы
    • 1.2 Довоенный период
    • 1.3 Поздние годы
  • 2 Фильмография
  • 3 Источники
  • 4 Библиография
  • 5 Внешние ссылки
Биография

Ранняя жизнь

Михаил Геловани был потомком старого грузинского княжеского дома Геловани. Дебютировал на сцене в театре Батуми в 1913 году. С 1919 по 1920 год учился в драматической студии в Тифлисе. В последующие два года он был членом труппы городского Театра Руставели. С 1923 года работал актером и режиссером на киностудии Грузинской ССР. В 1924 году он впервые появился на экране в фильме Три жизни. В 1927 году он перешел в производственную единицу Армянской ССР Арменкино. Помимо кинематографической работы, Геловани продолжал сниматься в театре и выступать на сценах Кутаиси и Баку. В 1936 году он вернулся в ансамбль театра Руставели и оставался там три года.

Довоенный

В 1938 году Геловани впервые изобразил Сталина в Михаиле Чиаурели. Великая заря. Его выступление принесло ему орден Трудового Красного Знамени 1 февраля 1939 года и Сталинскую премию в 1941 году. Впоследствии Геловани «установил монополию на роль Сталина», которая он продолжал изображать в двенадцати других картинах до смерти премьер-министра. Геловани внешне очень походил на Сталина, за исключением роста: он был намного выше последнего. Сообщается, что он не был излюбленным кандидатом премьера для изображения себя на экране: поскольку он был грузином, он «до совершенства» имитировал акцент Сталина. Поэтому лидер лично предпочел Алексея Дикого, который использовал классическое русское произношение. Однако Геловани выступал в его роли гораздо больше, чем Дикий. Согласно Книге рекордов и подвигов в кино, Геловани, вероятно, изобразил одну и ту же историческую личность больше, чем любой другой актер. Когда они встретились, генсек сказал актеру: «Вы внимательно за мной наблюдаете... Не теряете ли времени зря?»

Советское кино сыграло важную роль в воспитании вождя культ личности : с 1937 года и далее, постепенно, правление Сталина было узаконено, изображая его самым преданным последователем Владимира Ленина и положительно представляя исторических автократов - как в Сергей Эйзенштейн «Иван Грозный».

Поздние годы

Из-за его отождествления со Сталиным Геловани было запрещено играть другие роли в кино; ему не разрешалось изображать «простых смертных». С 1942 по 1948 год входил в состав труппы МХАТ им. Горького. Во время Второй мировой войны от культа личности отказались в пользу патриотических мотивов, но он вернулся уже на поздних этапах войны и с большей интенсивностью, чем когда-либо после 1945 года: вскоре Сталина признали единственным архитектором победы. В послевоенных фильмах, в которых он его изображал - Клятва, Падение Берлина и Незабываемый год 1919 - Геловани представлял вождя как «живого бога».

Актер был удостоен еще трех Сталинских премий, каждая из которых была присуждена за исполнение премьерного фильма: в 1942 году за «Защиту Царицына», в 1947 году за Клятву и в 1950 г. для Падения Берлина. 3 июня 1950 года ему было присвоено звание Народный артист СССР.

. После смерти Сталина в 1953 году Геловани лишили новых ролей в фильмах, поскольку его полностью отождествляли с персонажем мертвый правитель. С 1953 г. до своей смерти в 1956 г. работал в Московском Государственном театре киноактеров. Андреас Кильб писал, что он кончил жизнь «жалким Кагемуша » Сталина. Геловани похоронен на Новодевичьем кладбище вместе со своей женой Людмилой.

После Никиты Хрущева Тайной речи в 1956 году большая часть картины, в которых он появлялся в образе Сталина, были либо запрещены, либо соответствующие сцены были удалены.

Фильмография
Как актер
ГодФильм
1924Три жизни
1925Всадник с Дикого Запада
1926Девятая волна
1927Два охотника
1927Злой дух
1931С дороги!
1934До свидания
1934Последний маскарад
1937Возвращение Максима
1937Оранжевая долина
1938Человек с ружьем
1938Великая заря
1939Ленин в 1918 году (сцены удалены)
1939Выборгская сторона
1940Сибиряки
1941Валерий Чкалов (сцены удалены)
1942Оборона Царицына
1946Обет (запрещен)
1949Падение Берлина (запрещено)
1950Огни Баку
1953Пожары в Баку (сцены удалены)
1952
1952Незабываемый год 1919 (забанен)
1953Жамбыл Джабаев
1953Враждебные вихри (сцены удалены)
В качестве режиссера
ГодФильм
1927Злой дух
1929Побеждает молодежь
1931Доблестный поступок
1931Истинный кавказец
Литература
Библиография
  • С. В. Думин, П. Х. Гребельский, В. В. Лапин. Дворянские Роды Российской Империи: Князь Царства Грузинского. ИПК Вести (1994). ISBN 978-5-86153-005-7.
  • Александр Прохоров (главный редактор). Большая Советская Энциклопедия (Том 6). Издательство Collier Macmillan (1982). ISBN 9780028801100.
  • Валерий Торчинов, Алексей Леонтюк. Вокруг Сталина: Историко-биографический справочник. Филологический факультет Санкт-Петербургского университета (2000). ISBN 5-8465-0005-6.
  • Хелен Раппапорт. Иосиф Сталин: биографический товарищ. ABC-CLIO (1999). ISBN 1-57607-084-0.
  • Биргит Боймерс. История российского кино. Издательство Berg (2009 г.). ISBN 978-1-84520-215-6.
  • Сергей Юткевич, Юрий Афанасеев. Кино: Энциклопедический словарь. Советская энциклопедия (1987). ISBN 5-900070-03-4.
  • Клаус Хеллер, Ян Плампер. Культы личности в сталинизме. Ванденхек и Рупрехт (2004). ISBN 978-3-89971-191-2
  • Евгений Добренко. Сталинское кино и историческое производство: Музей революции. Издательство Эдинбургского университета (2003). ISBN 978-0-7486-3445-3.
  • Дениз Дж. Янгблад. Русские фильмы о войне: На фронте кино, 1914-2005. Университетское издательство Канзаса (2007). ISBN 0-7006-1489-3.
  • Ричард Тейлор. Кинопропаганда: Советская Россия и нацистская Германия. И. Таврическая (1999). ISBN 978-1-86064-167-1.
  • Саймон Себаг Монтефиоре. Сталин - Суд Красного Царя. Феникс Лондон (2004). ISBN 0-7538-1766-7.
  • Филип Боббиер. Сталинская эпоха. Springer Verlag (2000). ISBN 978-0-415-18298-0.
  • Ричард Тейлор, Д. У. Спринг. Сталинизм и советское кино. Рутледг (1993). ISBN 978-0-415-07285-4.
  • Патрик Робертсонс. Книга рекордов и подвигов в кино. Abbeville Press (1991). ISBN 978-0-85112-706-4.
  • Константин Залески. Империя Сталина: Биографический энциклопедический словарь. Вече (2000). ISBN 5-7838-0716-8.
Внешние ссылки
Последняя правка сделана 2021-05-30 11:35:57
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте