«Костюм» | |
---|---|
Автор | Кан Темба |
Страна | Южная Африка |
Язык | Английский |
Жанры | Рассказ |
Опубликовано в | The Classic |
Тип публикации | Журнал |
Издатель | Нат Накаса |
Тип материала | Печать |
Дата публикации | 1963 |
"Костюм "- это рассказ южноафриканского писателя Джана Темба. Впервые он был опубликован в 1963 году. в первом выпуске The Classic, литературного журнала из Южной Африки, основанного Нат Накасой и Надин Гордимер. После публикации статья была запрещена режимом апартеида "Костюм" был адаптирован для сцены Мотоби Мутлоатсе и Барни Саймоном в 1994 году и был адаптирован в короткометражный одноименный фильм, сценарий и режиссер Джаррид Коу tsee, премьера состоялась в 2016 году.
Действие повествования происходит в Софиятауне, городке Йоханнесбурга, в начале 1950-х годов, незадолго до того, как режим апартеида насильственно устранил не белых из этого района, чтобы освободить место для переселения белых в соответствии с Законом о групповых территориях и Законом о переселении коренных жителей 1954 года. Филимон, любящий муж, который работает на юриста, готовит завтрак в постели для своей красивой жены Матильды, которую он называет Тилли. Он делает это каждый день, получая глубокое удовольствие служить своей жене, а не белым, которым он обязан служить при апартеиде. Каждое утро почти одно и то же: он готовится, готовит и будит Матильду, которая отказывается позволить ему ждать, чтобы убрать за ней. Филимон и Матильда делят общий туалет с тридцатью другими людьми, которые живут в трущобах на заднем дворе, что было типично для Софиятауна. Одевшись, Филимон уходит, чтобы успеть на автобус.
Этим утром Филимон встречается со своим другом, старым мистером Мапхикелой, в городе. Мапхикела неохотно сообщает Филимону, что Матильду каждое утро на протяжении последних трех месяцев навещал молодой человек. Опустошенный, Филимон возвращается на автобусе в Софиятаун и обнаруживает Матильду в постели со своим молодым любовником. Филимон делает вид, что не признает открытие, и царапает шкаф, говоря Матильде, что он был почти на работе, когда понял, что оставил свой пропуск дома, и поэтому вернулся за ним. Возлюбленный Матильды выпрыгивает из окна и голым убегает по улице, оставив свой костюм накинутым на стул.
Филимон рассматривает костюм и говорит Матильде, что замечает, что к ним пришел посетитель. Филимон приказывает Матлиде относиться к костюму с таким же гостеприимством, как и к гостю: он разделит с ними трапезу, разделит их спальню, пойдет с ними на прогулку и т. Д. Если она откажется, он говорит, что он убьет ее. Впервые в своей жизни Филимон отправляется в shebeen (незаконный ресторан), где он остается весь день, оставляя Матильду наедине со своими мыслями и страхами.
Когда Филимон возвращается, он обнаруживает, что Матильда убрала и привела в порядок их грязный дом. Она даже надела красивое новое платье и приготовила ужин. Не тронутый Филимон ругает жену: где их гость? Матильда достает костюм и готовит для него тарелку с едой. «Так должно быть отныне», - говорит ей Филимон. Время идет, и продолжающееся наказание Матильды утомляет ее. Отчаявшись сбежать, она присоединяется к культурному клубу, организованному местной англиканской миссией в церкви Христа Короля на Рэй-стрит (кстати, на той же улице, на которой жил писатель Кан Темба, под номером 111). Она находит катарсис среди других замужних женщин в клубе.
Она приглашает своих новых друзей прийти к ней домой в следующее воскресенье. Она целую неделю готовится к вечеринке. Незадолго до того, как Матильда подала еду, Филимон велит ей принести почетного гостя вечеринки: костюм.
Пока ее гости болтают об этом странном поведении, Матильда умоляет мужа отложить ее наказание, но он отказывается. После того, как она должным образом смущена, Филимон идет со своими друзьями в shebeen. Когда он возвращается домой, он опустошен, обнаружив, что Матильда свернулась калачиком в костюме мертвой.
«Костюм» адаптирован для сцены и фильма.
Южноафриканский писатель и издатель Мотоби Мутлоатсе и драматург Барни Саймон адаптировали рассказ в одноименной пьесе, впервые представив ее в ноябре 1994 года в Йоханнесбурге. Market Theater. Мари-Элен Эстьен и Питер Брук представили свой французский перевод / адаптацию пьесы Le costume в Théâtre des Bouffes du Nord в Париже в 1999 г.; постановка гастролировала по миру. Они пересмотрели пьесу, вернув ее к оригинальному английскому языку и включив музыкальное направление Франка Кравчика, и представили свою новую версию «Костюма» в Париже в апреле 2012 года. Международный тур спектакля начался в мае 2012 года и продолжился до 2014 года.
Южноафриканский кинорежиссер Джаррид Кутси адаптировал рассказ в сценарий и снял короткометражный фильм Костюм, в котором рассказывалось о африканских фильмах. Премьера состоялась 12 июля 2016 года в Старом форте Занзибара в рамках 19-го Занзибарского международного кинофестиваля, где, хотя он и не входил в официальный конкурс, был удостоен особого упоминания жюри. В фильме показан удостоенный премии Тони южноафриканский актер Джон Кани в роли мистера Мапхикела, его сын Атандва Кани в роли Филимона и Пхути Накене в роли Матильды.