Обложка первого издания | |
Автор | Мэрион Зиммер Брэдли |
---|---|
Художник с обложки | Джордж Барр |
Страна | США |
Язык | Английский |
Серия | Дарковер |
Жанр | Научное фэнтези |
Издатель | DAW Books |
Дата публикации | 1976 |
Тип носителя | Печать (мягкая обложка) |
Страницы | 287 стр. |
Предшествовал | Rediscovery |
Далее следует | Дом Тендара |
Разорванная цепь - это роман американского писателя Мэрион Зиммер Брэдли, часть ее серии Darkover. Если говорить о временной шкале Darkover, действие The Shattered Chain происходит примерно за десять лет до Thendara House.
The Shattered Chain - первого Darkovan романа, исследующего мир Renunciates - Free Amazons или comhii letzi. Ренунциаты - это женщины, которые, несмотря на то, что жили в глубоко патриархальной и феодальной культуре, отказались как от защиты, так и от контроля со стороны мужчин, стригли волосы и жили отдельно, поклявшись никогда не выходить замуж за ди катенас с мужчиной.
Расколотая цепь разделена на три части: первая называется «Рохана Ардаис: Коминара», вторая - «Магда Лорн: агент Террана», а третья - «Джаэль н'ха Мелора: Свободная Амазонка» и каждая из них рассказывает об опыте одного женского персонажа с «Свободными амазонками» Darkover.
Леди Рохана Ардаис, женщина-коминец среднего возраста, обладающая психическими ларанскими способностями, в частности телепатией, путешествует с отрядом ренунциатов в город Шаинса. Она надеется освободить свою родственницу Мелору, которую десятью годами ранее похитил рейдер из Сухого города. В пустынных Сухих Городах женщины буквально принадлежат мужчинам и скованы цепями как собственность.
Пока женщинам удается освободить тяжело беременную Мелору и ее двенадцатилетнюю дочь Джаэль, Мелора умирает, рожая сына, оставляя Джаэль на попечении Роханы. Джаэль отвергает жизнь Коминов, предпочитая остаться с Ренунциатами. Раздел заканчивается просьбой Джаэль к ее новой приемной матери, Киндре: «Приемная мать, ты подстрижешь мне волосы?»
Переживания Роханы с отшельниками и в Сухих Городах глубоко меняют ее восприятие себя как женщины и отношений между полами.
Двенадцать лет спустя агент терранов Магда Лорн принимает маскировку отречения под руководством Роханы, чтобы спасти своего бывшего мужа Питера Холдейна от похитители (которые считают, что он сын Роханы). Точно так же, как путешествие Роханы на спасение Мелоры было вызвано отказом ее родственников мужского пола поставить под угрозу политические отношения Доменов с Сухими Городами, терранские работодатели Магды отказываются спасать Питера по тем же причинам.
Магда путешествует одна, надеясь избежать внимания. Она встречает группу подлинных ренунциатов во главе с уже взрослой Джаэль. Обман Магды раскрывается, и она вынуждена принять клятву отречения - традиционное наказание для женщины, которая принимает облик отшельницы, но не является таковой. Магда соглашается войти в Дом гильдии Неварсин, чтобы начать обучение отречению, но тайно намеревается сбежать и продолжить первоначальный план спасения. Вскоре после расставания с другими ренунциатами Магда и Джаэль подвергаются нападению бандитов. Джаэль серьезно ранена. Магда должна выбрать, бросить ли Джаэль и выполнить свою ответственность перед бывшим мужем, или сохранить свою клятву, данную ренунциатам и раненой Джаэль. Магда решает сделать и то, и другое, забрав с собой Джаэль в горы, спасая Питера, а затем отправляясь вместе с ними в поместье Арде.
Конфликт Магды и возможное решение выполнить ее клятву, данную Джаэль и Отшельникам, перекликаются с предыдущим внутренним конфликтом Роханы при выборе, оставить ли свою жизнь для Отшельников или продолжить свою жизнь как дворянство Коминов. Рохана решает остаться дворянкой, но навсегда использует свое положение главы владений, заняв место своего мужа-эпилептика в совете Коминов и управляя своим имением. В конце концов, Магда решает продолжить жизнь отшельника.
Джаэль, Магда и Питер укрываются на зиму в горном поместье Арде с Роханой, ее мужем и детьми. Питер встречает агрессивного и устрашающего Кирилла Ардэ, своего двойника-двойника, человека, которого бандиты намеревались похитить. Джаэль узнает, что Рохана решила остаться традиционной женщиной-коминкой, чтобы защитить своих детей от вспышек ярости мужа и защитить своего мужа-эпилептика от него самого. Опыт общения с ренунциатами освободил ее, даже если она выбрала традиционный путь.
Джаэль решает стать свободным другом Питера и ставит под сомнение как ее выбор стать отречением в молодом возрасте, так и решение игнорировать ее развивающийся ларан.
Весной Джаэль, Магда и Питер возвращаются в Тендару, где Джаэль предстоит столкнуться со своей ответственностью как наследница владений Коминов с могущественным и необученным лараном. Магда должна решить, выполнить ли свою клятву, данную ренунциатам и своей теперь дорогой подруге Джаэль, или вернуться в зону Терран, чтобы продолжить свою работу переводчиком и агентом.
Джаэль ищет третий вариант, решив жить с Питером в качестве свободных товарищей в Терранской зоне в Тендаре, взяв на себя роль Магды как переводчика. Магда решила выполнить свою клятву отречения, согласившись обучаться в Гильдии Тендара.
Женские истории завершаются в продолжении романа Thendara House.
Разрушенная цепь представляет организацию и мировоззрение отшельников в большей детальнее, чем в предыдущих книгах серии. Первый свободный персонаж Amazon, созданный Брэдли, Кайла Рейнич в Спасатели планеты, была двухмерной карикатурой, которая в конечном итоге довольно условно влюбилась в своего работодателя-мужчины. По мере развития сериала «Ренунциаты» превратились в сложный эксперимент сепаратистского феминизма. Ренунциаты - одна из самых популярных групп персонажей в серии Darkover, в результате чего появилось значительное количество фанфиков, некоторые из которых вошли в 12 сборников рассказов.
Разрушенная цепь - это явное отклонение от мужских повествований предыдущих романов Брэдли о Дарковане, а также как эксперимент в феминистском письме для автора, который ранее писал очень условно преимущественно мужскую литературу.
Более поздние романы из серии «Отречение», в частности Thendara House, исследуют вопросы женской сексуальности и матриархальных социальных структур, с особым акцентом на развивающемся у персонажа Магде ощущении себя лесбиянкой и независимой женщиной, воспитанной как «традиционная дарковская женщина» и, тем не менее, жить свободной, автономной жизнью, за пределами правил отцов и мужей.
Линда Лейт предполагает, что эти романы выражают двойственное отношение Брэдли к руссоистскому обществу (Darkover) с одной стороны и американскому технологическому обществу (Terran Empire) с другой. Персонажи-отшельники Магды и Джаэль предоставили автору возможность исследовать мир сообществ, ориентированных на женщин и принимающих лесбиянок, в патриархальном контексте.
Сьюзен Шварц, писавшая для New York Times, отметила эту книгу: «Брэдли, возможно, последовал за К.Л. Мур в создании амазонок, но она поднимает свою книгу« Разорванная цепь »выше уровня героической фантазии благодаря тому, что ее персонажи открыто обсуждают разновидности феминистской теории, обсуждая, среди прочего, достоинства безбрачия, лесбиянства и обычного брака ».