Элементарные формы религиозной жизни (Французский : Les formes élémentaires de la vie Religieuse), опубликованная французским социологом Эмилем Дюркгеймом в 1912 году, представляет собой книгу, в которой религия анализируется как социальный феномен. Дюркгейм приписывает развитие религии эмоциональной безопасности, достигнутой благодаря совместной жизни. Его исследование тотемных обществ в Австралии привело к выводу, что животное или растение, которым каждый клан поклонялся как священная сила, на самом деле было этим обществом. В середине текста Дюркгейм спрашивает: «Так, если [тотемное животное] одновременно является символом бога и общества, то не потому ли, что бог и общество - только одно?»
Согласно По мнению Дюркгейма, первые люди связывали такие чувства не только друг с другом, но и с объектами своего окружения. Это, как полагал Дюркгейм, привело к приписыванию человеческих чувств и сверхчеловеческих способностей этим объектам, что в свою очередь привело к тотемизму. Сущность религии, считает Дюркгейм, - это концепция священного, единственного явления, объединяющего все религии. «Религия, - пишет Дюркгейм, - представляет собой единую систему верований и обычаев, относящихся к священным вещам, то есть вещей, обособленных и запрещенных, - верований и практик, которые объединяются в единое моральное сообщество, называемое Церковью, всех тех, кто придерживайтесь их ". Дюркгейм заключает:
Итак, подводя итоги, мы должны сказать, что общество вовсе не является нелогичным или нелогичным, бессвязным и фантастическим существом, которое его слишком часто рассматривали. Напротив, коллективное сознание - это высшая форма психической жизни, поскольку это сознание сознаний. Будучи помещенным вне и выше индивидуальных и локальных случайностей, он видит вещи только в их постоянных и существенных аспектах, которые кристаллизуются в передаваемые идеи. В то же время, что он видит сверху, он видит и дальше; в каждый момент времени он охватывает всю известную реальность; вот почему только он один может снабдить разум формами, применимыми ко всем вещам и позволяющими думать о них. Он не создает эти формы искусственно; он находит их внутри себя; он ничего не делает, кроме как осознает их. (445)
Дюркгейм имеет в виду, что символизация коллективного сознания осуществляется через тотемное животное. Именно благодаря этому «флагу» австралийские аборигены осознают себя в рамках системы знаний, данной самой группой.
Дюркгейм исследовал религию, используя такие примеры, как индейцы пуэбло танцы дождя, религии аборигенных племен в Австралии и алкогольные галлюцинации.
.