Искусство видеть

редактировать

Искусство видеть: Приключение в перевоспитании
ArtOfSeeing.jpg Обложка первого издания
АвторОлдос Хаксли
СтранаСША
ЯзыкАнглийский
ТемаМетод Бейтса
ИздательHarper Brothers
Дата публикации1942
Тип носителяПечать
Страницы142
ISBN 0-916870-48-0
OCLC 644231

Искусство видеть: приключение в перевоспитании - это книга 1942 года автора Олдос Хаксли, в котором подробно описывается его опыт и взгляды на дискредитированный метод Бейтса, который, по словам Хаксли, улучшил его зрение.

Содержание
  • 1 Собственное зрение Хаксли
  • 2 Его письменная цель
  • 3 Предполагаемая неизлечимость визуального дефекта
  • 4 Ощущение + Выбор + Восприятие = Видение
  • 5 Изменчивость
  • 6 Расслабление
  • 7 Критика книги
  • 8 Ссылки
Собственный взгляд Хаксли

В предисловии к книге Хаксли описывает, как в возрасте шестнадцати лет у него случился жестокий приступ кератит точечный, в результате которого он почти полностью ослеп на восемнадцать месяцев, а затем остался с серьезным нарушением зрения. Ему удавалось жить как зрячий человек с помощью сильных очков, но чтение, в частности, было большим напряжением. В 1939 году его способность читать все больше ухудшалась, и он обратился за помощью к Маргарет Корбетт, преподававшей метод Бейтса. Он нашел это чрезвычайно полезным и написал: «В настоящее время мое зрение, хотя и очень далеко от нормального, примерно в два раза лучше, чем оно было раньше, когда я носил очки и до того, как я научился искусству зрения».

Однако книга не автобиография. Хотя его собственная история подогревала его интерес к видению, и в книге есть ссылки на его собственный случай, она написана как общее исследование искусства видения, как он пришел к его пониманию.

Его цель в письме

Хаксли пишет, что его целью при написании книги было

… соотнести методы визуального образования с открытиями современной психологии и критической философии. Моя цель в установлении этой корреляции - продемонстрировать существенную разумность метода, который оказывается не чем иным, как практическим применением к проблемам видения определенных теоретических принципов, общепризнанных как истинные.

В отличие от многих других В текстах по методу Бейтса книга Хаксли не содержит диаграмм глаза и очень мало описания его физиологии.

Предполагаемая неизлечимость дефекта зрения

Согласно Хаксли, преобладающая медицинская точка зрения состоит в том, что

... органы зрения неспособны лечить сами себя... тогда глаза должны быть полностью по своему характеру отличается от других частей тела. При благоприятных условиях все остальные органы стремятся избавиться от своих дефектов. Не так с глазами. … Это пустая трата времени даже пытаться найти лечение, которое поможет природе в ее обычной задаче исцеления. …

Он цитирует Мэтью Лакиша, директора лаборатории исследований освещения General Electric, который писал:

Предположим, что искалеченные глаза могут превратиться в искалеченные ноги. Какой душераздирающий парад мы станем свидетелями на оживленной улице! Почти все остальные хромали бы мимо. Многие были бы на костылях, а некоторые - на инвалидных колясках.

Хаксли продолжает подчеркивать, что, когда ноги несовершенны, медики прилагают все усилия, чтобы пациент снова мог ходить, и без костылей, если это вообще возможно. «Почему нельзя сделать что-то подобное с дефектными глазами?»

Ортодоксальная теория, на первый взгляд, настолько неправдоподобна, настолько маловероятна по своей сути, что может быть истинной, что можно только удивиться тому, что она стала настолько всеобщей и безоговорочно принятой. … В настоящее время ее отвергают только те, у кого есть личные причины полагать, что она не соответствует действительности… Поэтому я больше не могу принимать нынешнюю ортодоксальную теорию с ее безнадежно пессимистическими практическими последствиями.

Ощущение + выбор. + Восприятие = Видение

Он продолжает анализировать весь процесс визуального восприятия, используя идеи и словарный запас, взятый у философа С. Д. Броуд. Он резюмирует анализ следующим образом:

  • Ощущение - это не то же самое, что зрение.
  • Глаза и нервная система выполняют ощущения, разум - восприятие.
  • Способность воспринимать. восприятие связано с накопленным индивидуальным опытом, другими словами, с памятью.
  • Ясное видение является продуктом точного восприятия и правильного восприятия.
  • Любое улучшение способности восприятия имеет тенденцию быть сопровождается улучшением способности ощущать и продукта ощущения и восприятия, который представляет собой видение.
Изменчивость

Наиболее характерным фактом функционирования всего организма или любой его части является то, что он не постоянный, но очень изменчивый. … Люди с исправными глазами и хорошими навыками их использования обладают, так сказать, большим запасом визуальной безопасности. Даже когда их органы зрения работают плохо, они все равно видят достаточно хорошо для большинства практических целей. Следовательно, они не так остро осознают вариации зрительного функционирования, как люди с плохими привычками зрения и ослабленным зрением. У последних мало или совсем нет запаса прочности; следовательно, любое уменьшение способности видеть приводит к заметным и часто печальным результатам.

Хаксли продолжает обсуждение факторов, вызывающих изменения - общее состояние здоровья или его отсутствие, усталость, скука, эмоциональные состояния. Но в то время как они, как правило, преходящи, очки, если они носятся, должны соответствовать установленному рецепту.

Таким образом будет видно, что ношение очков ограничивает глаза в состоянии жесткой и неизменной структурной неподвижности. В этом отношении искусственные линзы напоминают не костыли, с которыми их сравнил доктор Лакиеш, а шины, железные скобы и гипсовые слепки.

Расслабление

Большая часть книги посвящена конкретным методам лечения метод Бейтса, предназначенный для «расслабления». Есть «пассивное расслабление», состояние полного покоя. Но есть также «динамическое расслабление», то есть «то состояние тела и ума, которое связано с нормальным и естественным функционированием».

Неправильное функционирование и напряжение имеют тенденцию появляться всякий раз, когда сознательное «я» вмешивается в инстинктивно приобретенные привычки правильного использования, либо из-за чрезмерных усилий, чтобы добиться успеха, либо из-за чрезмерного беспокойства по поводу возможных ошибок. любому психофизическому навыку сознательное «я» должно отдавать приказы, но не слишком много приказов... Практикуя методы визуального обучения, он обнаруживает, в какой степени это же сознательное «я» может вмешиваться в процессы зрения, даже когда никаких тревожных эмоций нет. И это мешает, как мы обнаруживаем, точно так же, как мешает, например, процессу игры в теннис или пения - из-за того, что слишком беспокоится о достижении желаемого результата. Но в видении, как и во всех других психофизических навыках, тревожное усилие добиться успеха побеждает его собственный объект; поскольку это беспокойство вызывает психологическое и физиологическое напряжение, а напряжение несовместимо с надлежащими средствами для достижения нашей цели, а именно с нормальным и естественным функционированием.

В самом конце книги упоминается F. М. Александр, чья техника Александра для осанки, возможно, аналогична технике Бейтса для глаз.

Критика книги

Не убедили устоявшиеся офтальмологи и оптометристы. Например, Стюарт Дюк-Элдер написал

Какова бы ни была ценность упражнений, со стороны Хаксли было совершенно неразумно путать их пропаганду с множеством неверных утверждений относительно известных научных фактов. Было показано, что гипотеза, на которой основаны эти методы лечения, неверна; но Хаксли, признавая, что не знает предмета и не имеет права говорить, утверждает, что это не имеет значения, потому что метод работает на практике и дает хорошие результаты: он относится к категории «искусства», а не «науки». Аргумент вполне допустим, поскольку в других сферах, помимо медицины, эмпирические методы часто давали эффективные результаты, обоснование которых может быть загадочным. Однако самая глупая особенность его книги состоит в том, что он на протяжении всего времени настаивает на физиологическом механизме, посредством которого эти упражнения должны работать. По крайней мере, было бы логично, если бы он продолжал позволять читателю предполагать, что он говорит, не зная ничего, кроме результатов...

Казалось бы, нет никаких сомнений в том, что эти упражнения принесли самому Олдосу Хаксли большую пользу. Каждый офтальмолог знает, что они сделали счастливыми немало людей с аналогичным функциональным недугом. И каждый офтальмолог в равной степени знает, что его кабинет давно преследуют люди, которым они совсем не помогли.

В заключение он сказал:

Для простого невротика, у которого есть много времени, чтобы поиграть, выходки Хаксли пальминга, смещения, мигания и прочего, вероятно, так же хорошо, как и любая другая система Йоги или Куэ -изм. Для них книга может иметь ценность. Вряд ли он впечатлит кого-нибудь, наделенного здравым смыслом и критическими способностями. Это может быть опасно в руках впечатлительных, страдающих глаукомой или отслоением сетчатки..

Мартин Гарднер описал «Искусство видения» как «книгу, ставшую рядом со знаменитым трактатом епископа Беркли о лечебных свойствах« дегтярной воды »

Филип Поллак прокомментировал

Хаксли звучит в своей книге как Бейтс из Оксфорда с специальностью в психологии и . метафизика. Бейтс писал о расслаблении, но Хаксли привносит трансцендентализм. Напряжение и плохое зрение вызваны отказом индивидуального эго сдаться Природе.

Ссылки
Последняя правка сделана 2021-06-10 04:56:17
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте