Тереза де Арриага, (Белен, Лиссабон, 5 февраля 1915 - 12 августа 2013) был португальским художником. Сделав очень дискретную и необычную карьеру, она начала с пластических искусств, мотивированных неореализмом в 1940-х годах, развиваясь до более абстрактных работ геометрического характера. Однако только в конце 1960-х ее работа стала более последовательной. Сохраняя свою социальную чувствительность как аспект своего пластического выражения, она перешла к глубокому исследованию цвета и линий. Ее работы просто подписаны «Тереза Арриага» или «Тарриага».
Тереза Арриага, полное имя которой Мария Тереза д'Алмейда Пиньейру д'Арриага, была внучкой Мануэля де Арриаги, первого президента Португальской республики. Она родилась в дворце Белен, потому что ее отец, Роке Мануэль де Арриага, был личным помощником президента и жил со своей семьей в арендованной части дворца. Из-за революции, завершившей президентский мандат 14 мая 1915 года, Тереза Арриага была вынуждена покинуть дворец под огнем. Когда ей было три года, ее мать умерла от испанского гриппа, в возрасте 27 лет.
Тереза Арриага получила образование в культурно привилегированной и политической среде, где преобладали республиканские идеи, которые помогли ей понять социальные проблемы в раннем возрасте. Ее детство прошло в Монте-Эшторил, где она получила образование у своего отца, а также у английской наставницы и в религиозной школе-интернате Colégio da Pena в Синтре. Поскольку эти формы обучения не дали результатов, семья вернулась в Лиссабон, где Тереза закончила свое начальное образование в частном Colégio Inglês, или английском колледже.
Несмотря на то, что ее отец был республиканцем, ее образование было ориентировано на буржуазный идеал того времени: умение писать и читать, играть на пианино и говорить по-французски. Это образование задержало ее творческую и академическую карьеру. Она пыталась продолжить учебу на фортепиано, но к концу подросткового возраста она решила подготовиться к школе искусств. Тем временем она посетила ателье Ракель Роке Гамейро, дочери акварелиста Альфредо Роке Гамейро, который посоветовал ей уйти, так как то, чему там учили и рисовали, не удовлетворяло Терезу.
Она посещала вечернюю школу в Sociedade Nacional de Belas-Artes (SNBA), где она была единственной женщиной. В этой школе ее обучал Фредерико Айрес, который одолжил ее гипсовые бюсты из своего собственного ателье, чтобы Тереза попрактиковалась в рисовании. Через год она поступила в Школу искусств на курс живописи. Там она встретила Хорхе де Оливейра, за которого позже вышла замуж.
К концу третьего курса она решает начать работу и прерывает курс. Затем она преподает рисунок в Промышленной школе Маринья-Гранде, города, известного своим стекольным производством, расположенного в регионе, называемом в центре страны, и где она жила с 1944 по 1945 год. Эта школа находилась в площадь древней Fábrica Nacional dos Vidros (Национальный стекольный завод), крупнейшего стекольного завода в стране, позже названного Fábrica-Escola Irmãos Stephens (Заводская школа братьев Стивенс), основанного в 1769 году Уильямом Стивенсом (стеклодувом), и где сегодня находится Museu do Vidro (Музей стекла). Помимо своей педагогической деятельности, пытающейся применить некоторые педагогические методы с помощью искусства, она имеет непосредственный контакт с рабочей реальностью и рисует серию эскизов «Meninos operários» (Детские работники), многие из которых на упаковочной бумаге. В этой серии она изображает жесты и усталые лица детей, сморщенных обезвоживанием, работающих на стекольных заводах.
В 1952 году она заканчивает свой курс живописи диссертацией (картина маслом больших размеров) под названием «Vidreiros» (изготовители стекла), основанной на опыте Маринья Гранде и которую можно найти в Faculdade de Belas. -Artes da Universidade de Lisboa (Лиссабонский университет ).
С 1944 по 1985 год она преподавала рисунок в разных школах, в том числе в Escola de Artes Decorativas António Arroio ().
Посвященная материнству (она становится матерью один раз в 1948 году) и работе, и по ее усмотрению ее карьера художника будет оставаться на уровне средней школы в течение нескольких лет. Иным образом ее муж, Хорхе де Оливейра, чьи работы являются отсылкой в истории искусства Португалии, участвует в зарождающихся движениях неореализма и сюрреализма, а также он был одним из пионеров в Португалии.
Однако ее творческий импульс присутствовал всегда, и, хотя у нее не было систематической работы, она создает различные наброски и проекты, многие из которых в билетах на поезд или в телефонных билетах и которые в дальнейшем превратятся в развернутые эскизы. В течение этого длительного периода она также занимается акварелью, исследуя свой технический потенциал, создавая проекты для масляных холстов, которые будут использоваться в большинстве ее работ. Как говорит Тереза Арриага: «нефть подобна копанию земли». акварель предлагает больше свободы и скорости в момент создания. Будучи также искусным рисовальщиком, в 1950-х и 1960-х годах она в основном занимается Портретом. Картины с геометрической атмосферой созданы в эти годы, 1951 и 1952 гг. В 1966 и 1967 годах она также сотрудничает с Sociedade Cooperativa de Gravadores Portugueses (Кооператив португальских граверов), участвующим в выставках конца курсов.
Но только в конце 1960-х Тереза Арриага начинает больше посвящать живописи, перенимая стиль, который она поддерживает до сих пор.
Тем не менее в Маринья-Гранде, тронутая ужасной реальностью, свидетелем которой она стала, и мотивированная конъюнктурой (конец Второй мировой войны и развитие политической деятельности против режима Салазара ), она развивает различные культурные и политические инициативы, а именно, через клубы и ассоциации рабочего класса, конференции по правам женщин, музыке или истории, приносящие в промышленный город интеллектуалов и художников из Лиссабона, таких как Фернандо Лопес Граса или историк Флаузино Торрес.
В то же время (40-е и 1950-е годы) она участвует в антифашистской деятельности, поэтому PIDE арестовывает ее и помещает в тюрьму в Кашиас на 110 дней. Это заключение принесет ей несколько профессиональных проблем.
Несмотря на несколько набросков (таких как серия угольных работ о детях с неореалистическими тенденциями) и более развитые пунктуальные творения, это только в 1967 году Тереза Арриага станет более последовательной и профессиональной художницей.
Очень сложно говорить о пластических фазах, но сама автор делит свои этюды на три серии, которые соответствуют трем периодам: Биобургос, Гелиобургос и Биогелиос. Все они основаны на поисках идеала совершенства и выражении внутреннего волнения. Доминирующий семиологический элемент меняется: «биобурго» - это, по словам автора, мы сами, городские животные, но биологические, это означает, что они включены в более широкую систему, поскольку у всех животных есть города. С другой стороны, элемент «гелий » относится к противостоянию между существом и светом. семиология жизненно важных элементов вставлена в эмоциональный и интеллектуальный поиск космических связей между существами, которые неопределенны для совести и, таким образом, могут быть выражены только порогом, то есть двусмысленностью между сном и эмоцией внутри и снаружи, близко и далеко, находя и теряя. В этой поэзии она выражает благоговейное отношение к живым элементам - всем элементам Вселенной - без какой-либо сакральности. Такой тип отношений она предпочитает называть «товарищескими». Ее картины, по ее собственному определению, «куда можно пойти». В этом поиске она часто проявляет либо иронический и критический, либо травматический и философский тон.
Таким образом, ее пластический проект исследует, прежде всего, силу цвета по отношению к геометрическим формам, которые растворяются в концептуальном и суггестивном пороге.
Ее работы представлены в коллекции Museu do Chiado, а также в институциональных и частных, национальных и зарубежных коллекциях.
Здесь представляет собой неполный список наиболее значительных работ Терезы Арриага:
BIOBURGOS
ГЕЛИОБУРГОС
(подробнее...)
BIOHÉLIOS
(подробнее...)