Тенинцы

редактировать
Река Дешут в месте слияния Колумбии, части исторической родины народа Тенино.

Люди Тенино, широко известные сегодня как банды Варм Спрингс, представляют собой несколько сахаптин индейских племен, которые исторически занимали территорию, расположенную в северо-центральной части американского штата Орегон. Народ Тенино включал в себя четыре локализованных подтриба - Tygh (Тайх, Тайиг) или «Верхний Дешут», разделенные на Тайсхама (долина Тыг), Тихоньяма (Мост Шерара) и Млиняма (нынешняя резервация теплых источников), Wyam (Wayámáma) (Wayámpam) или «Нижние Deschutes», также известные как «индейцы Celilo», Dalles Tenino или «Tinainu (Tinaynuɫáma)», также известные как «собственно Тенино» ; и Док-Спус (Tukspush) (Takspasɫáma) или «Джон Дэй».

Исторически разделив свое время между зимними лагерями и летними лагерями на реке Колумбия, в 1855 году жители Тенино стали участниками праздника, который был согласован суперинтендантом штата Орегон по делам Индии. Дела Джоэл Палмер. Сегодня банды Warm Springs являются частью Конфедеративных племен Warm Springs, которые управляют индейской резервацией Warm Springs в Центральном Орегоне.

Содержание
  • 1 История
    • 1.1 Описание
    • 1.2 Экономика
    • 1.3 Культура
    • 1.4 Взаимодействие с американцами европейского происхождения
    • 1.5 Создание резервации Warm Springs
    • 1.6 Сегодняшние жители Тенино
  • 2 См. Также
  • 3 Сноски
  • 4 Дополнительная литература
  • 5 Внешние ссылки
История

Описание

Люди Тенино, широко известные сегодня как банды Варм-Спрингс, состояли из четырех местных групп:

  • Тинаину (Tinaynuɫáma), или Даллес Тенино : заняли две близко расположенные летние деревни на южном берегу Даллеса реки Колумбия / Файвимайл-Рапидс (Fivemile Rapids Site ) и зимняя деревня в Восьмимайл-Крик (названа с расстояния в восьми милях от Даллес ); название более крупной летней деревни, «тинаину», применялось как к этому местному подтрибе, так и ко всему народу Тенино.
  • Tygh (Tayxɫáma), или «Верхний Дешут »: их основная летняя деревня находилась на Верхней реке Дешут, а их основная зимняя деревня - на месте сегодняшней долины Тайг, штат Орегон ; они были разделены на три группы местных деревень - доминирующую Тайсхаму (в долине Тайг), Тийкснидама (Мост Шерара ниже водопада Шерарс) и Млиняма (вдоль реки Теплые источники по настоящее время индейская резервация Уерм-Спрингс ).
  • Вям (Ваямдама) или «Нижний Дешут», также известные как «индейцы селило» : их летняя деревня была в Водопад Селило, известный коренным сахаптинам как Вям («эхо падающей воды» или «звук воды на скалах») на южном берегу реки Колумбия и их зимняя деревня на левом берегу Нижняя река Дешут прямо над ее слиянием с рекой Колумбия (другой источник находит зимнюю деревню Ванва'ви на западном берегу реки Дешутс, непосредственно к югу от слияния с Колумбией.)
  • Док-Спус / Тукспуш (Takspasɫáma), или «Джон Дэй» : имел две летние деревни на южном берегу реки Колумбия и занимал Нижний Джон Дей Река с двумя зимними деревнями по обе стороны названной реки.

Эти банды делят свое время между внутренними зимними деревнями, близкими к воде и запасам топлива, и летними лагерями с богатыми рыбными промыслами, расположенными на южном берегу реки Колумбия в сегодняшнем Северо-Центральном Орегоне.

Люди Тенино говорили на диалекте сахаптинского языка, языка, разделяемого соседним народом уматилла, проживающим в Восток. Другие соседние племенные образования говорили на других языках, в том числе на васко и вишрам, расположенных на северо-западе, которые говорили на диалекте чинуканского языка, народ молала через Каскадный хребет на западе, который говорил на вайлатпуан, и северный пайют на юге, который говорил на варианте шошони.

Люди Тенино исторически вспоминали только одну великую войну с другими народами реки Колумбия, победоносную битву с Молала, которая заставила последних перейти на другую сторону Каскадных гор. Одно короткое сражение также произошло с Кламатом, группой, которая в остальном была ценным торговым партнером. У этого племени действительно был исторический враг в Северном Паюте, однако конфликт между двумя группами характеризовал антрополог Г.П. Мердок был «эндемиком».

Экономика

Вплоть до 19-го века банды Уерм-Спрингс были полукочевыми народами, не занимавшимися ни земледелием, ни разведением домашних животных. Ловля лосося, охота на дичь и сбор диких продуктов питания были основными видами деятельности племенных банд. Труд дифференцировался по половому признаку, мужчины занимались охотой и большей частью рыболовством. Мужчины также изготавливали все орудия из камня, кости или рога и отвечали за вырубку деревьев и заготовку дров. Мужчины изготовили землянки для речного транспорта и построили постоянные зимние жилища.

Женщины сохранили мясо и рыбу для последующего использования путем сушки или копчения и выполнял большую часть работы по сбору продуктов растительного происхождения, в том числе ягод и других фруктов, корнеплодов, желудей и кедровых орехов. Женщины также готовили еду в каждой семейной группе и производили, ремонтировали и стирали одежду и постельные принадлежности. Женщины также производили нитки, веревки, корзины, сумки и циновки.

Женщины также несли основную ответственность за ведение торговли с посетителями из других племенных групп, в то время как в конце лета и осенью периодически устраивались вечеринки мужчин. намеревался торговать с другими. Торговый экспорт народа Тенино включал сушеного лосося, рыбий жир и меха животных. Импортированные продукты включали корзины, лошадей, рабов, шкуры буйвола, перья и ракушки.

Банды Уерм-Спрингс не жили общиной, а, скорее, делились на семейные группы, каждая из которых имела собственное жилище. В зимних деревнях, заселяемых ежегодно примерно с ноября по март, каждая семья имела два дома - овальную землянку, засыпанную землей, которая использовалась для сна, и прямоугольное жилище, построенное над землей, которое было покрыто циновками и использовалось для приготовления пищи и прочего. дневные мероприятия. В летние месяцы, обычно с апреля по октябрь, группа переезжала к реке, где семьи строили прямоугольные временные жилища с шестами и циновками. Они были разделены: половина использовалась для сна, а другая половина использовалась как крытая площадка для обработки лосося для последующего использования.

Культура

Луковица растения вапато, наблюдаемая Льюисом и Кларком. вечеринка в качестве основного продукта питания коренных американцев, живущих в среднем течении реки Колумбия.

Люди Тенино участвовали в регулярных фестивалях, связанных с получением первых продуктов нового года. Каждый апрель отправлялась церемониальная вечеринка, чтобы ловить рыбу и собирать корни вапато для большого праздника, который коллективно отмечался в деревне Даллес Тенино всеми членами племени, за исключением группы Док-Спус, которая праздновала отдельно. Этот ритуал Первой Рыбы был обычным для большинства коренных народов Америки северо-западного побережья Тихого океана и плато реки Колумбия.

Обычно в ритуалах Первой рыбы в этом регионе разбирались в определенных были призваны словесные заклинания, чтобы использовать его умение ловить церемониальную рыбу. Рыба никогда не должна была касаться земли, ее клали на циновку из тростника и разделывали традиционным ножом, прежде чем приготовить ее в установленном порядке и разделить между назначенными членами племенной группы. После употребления кости должны были быть брошены обратно в воду, чтобы они не были съедены собаками или другими плотоядными животными, а за едой должны были следовать традиционные песни и танцы. Обычно считалось, что душа Первой Рыбы вернется вниз по течению к другому лососю и с уважением расскажет о том, как ее поймали и съели, тем самым вдохновляя других лососей путешествовать вверх по течению, чтобы к ним относились с таким же почтением и уважением.

После этого праздника около половины деревенских семей отправились в охотничью экспедицию на юг, а остальные остались в летней деревне на реке, ловя и сушя рыбу.

Каждый июль вся община снова собрались, на этот раз, чтобы отведать ягод и оленины на другом празднике летних блюд. После этого праздника община снова разделилась: половина оставалась для ловли и копчения лосося, а остальные ушли собирать орехи и ягоды и охотиться. Тростник будет собран для изготовления циновок в октябре, после чего временная летняя деревня будет расформирована и вернуться в постоянную зимнюю деревню дальше в глубь страны.

Взаимодействие с американцами европейского происхождения

Люди Тенино были впервые замечены в конце октября 1805 года, когда несколько членов отряда были наняты, чтобы помочь Корпусу переносить свои лодки и оборудование вокруг непроходимого водопада Селило. Целый день был потрачен на перемещение этих припасов, в то время как зеваки собрались, чтобы стать свидетелями зрелища.

Рядом с водопадом Селило исследователь Уильям Кларк наблюдал традиционный метод сушки, используемый для консервирование лосося:

«После того, как лосось достаточно просушен, его растирают между двумя мелкими камнями и кладут в корзину, аккуратно сделанную из травы, и тростник имеет длину более двух футов и диаметр одного фута, причем корзина покрыта кожей. лосося, растянутого и высушенного для этой цели. При этом он прижимается как можно сильнее. Когда он наполнен, они закрепляют открытую часть рыбьими шкурами, через которые они закрепляют петли корзины... очень надежно, а затем на В сухом состоянии они устанавливают эти корзины, проводя часть вверх. Их общий обычай - ставить 7 как можно ближе, а 5 - сверху, и закреплять их циновками, которые оборачиваются вокруг них и закрепляются веревками и покрыты циновками. Эти 12 корзин весом от 90 до 100 фунтов каждая. стек. Как мне сообщили эти люди, консервированная таким образом рыба может сохраняться здоровой и сладкой несколько лет. Как они нам сообщают, большие количества продаются белым людям, которые посещают устье этой реки [Колумбия], а также местным жителям, проживающим ниже ".

Создание резервации Уорм-Спрингс

Женщина из племени Тенино или Васко и ее дети в резервации Варм-Спрингс, 1907 г.

25 июня 1855 г. правительство Соединенных Штатов учредило индейскую резервацию Варм-Спрингс в рамках договора с четырьмя бандами народа Тенино, а также тремя из них. В 1857 году Даллес Тенино, Тайг, Вям и Док-Спус были вынуждены покинуть свою историческую родину в новую резервацию, а в 1858 году последовали банды Васко и другие чинукоговорящие соседи. Согласно отчету о резервации 1858-59 гг., Около 850 человек из племени Тенино были переселены туда к тому времени, а еще 160 членов банд Вям и Док-Спус еще не переселились.

Эта новая резервация находилась на исторически сложившихся землях. принадлежащий Северному Паюте, d в течение нескольких лет после этого эта банда наносила ответный удар своим историческим врагам, проводя набеги на лошадей и другие формы грабежа.

Помимо резервации, люди Тенино имеют право по договору использовать земли вокруг Правительственный лагерь, Орегон на Маунт-Худ. Mt. Центр племенного наследия Худ, названный Вивну Уош, открылся в Маунт-Худ Скибоул в 2012 году.

Тенинцы сегодня

Сегодня банды Уорм-Спрингс являются частью Объединенные племена Теплых Источников. К концу ХХ века в конфедеративных племенах Теплых источников насчитывалось 3405 членов, включая потомков племенных групп Тенино, Васко и Северных Пайуте.

См. Также
Сноски
Дополнительная литература
  • Джордж У. Агилар-старший, Когда река разразилась диким! Индийские традиции в Средней Колумбии и резервации Теплые источники. Портленд, Орегон: Пресса исторического общества Орегона, 2005.
  • Катрин Барбер, Смерть Селило Фоллс. Сиэтл, Вашингтон: University of Washington Press, 2005.
  • Дональд М. Хайнс, Забытые племена: устные рассказы о Тениносе и прилегающих индейских народах Средней Колумбии. Great Eagle Publishing Inc., Иссакуа, Вашингтон. (1991)
  • Джордж П. Мердок, "Заметки о Тенино, Молалле и Пайуте из Орегона", Американская антропология, т. 40 (1938), стр. 395–402.
  • Кортленд Л. Смит, Ловцы лосося в Колумбии. Corvallis, OR: Oregon State University Press, 1979.
  • Роберт Дж. Супхан, Этнологический отчет об индейцах васко и теннино. Нью-Йорк: Garland Publishing, 1974.
Внешние ссылки
Последняя правка сделана 2021-06-09 13:21:02
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте