Тейп (также тайп, тейп ; вайнах тайпа тайпа : семья, род, род, племя) является чеченским и ингушским племенной организацией или кланом, идентифицировавшим себя по происхождению от общего предка или географическое положение. Это подразделение тукхума. Насчитывает около 150 чеченских тейпов. Тейпы играли важную роль в социально-экономической жизни чеченского и ингушского народов до и во время средние века.
Ауховцы (чеч. Ӏовхой) - представители тайпа аккой (чеч. Ӏаккой) (Тагировы). Сыновья Тагира Албуриева.Общие правила тейпа и некоторые особенности:
Ниже приведен список тейпов с тукхум, которому он может принадлежать.
Тейпы, являющиеся частями тукхумов, традиционно считаются потомками одного и того же тейпа от общего предка и поэтому считаются дальними кровными родственниками. Племенные названия часто происходили от этого предкового основателя. Как и многие другие северокавказские народы, традиционно чеченские мужчины должны были знать имена и места происхождения своих предков по отцовской линии на протяжении многих поколений. Многие женщины также запомнили эту информацию, и более увлеченные люди также могут повторять свою родословную по материнской линии. Запоминание информации служит способом приписать клановую лояльность молодому поколению. У народов Кавказа традиционно крупномасштабные земельные споры иногда можно было разрешить с помощью взаимного знания о том, чьи предки жили, где и когда.
Таким образом, исконная земля тейпа считалась священным из-за его тесной связи с тейпом. Обычно он был отмечен клановыми символами, включая клановое кладбище, башню и святилище. В горной Чечне земли было мало, и после свержения феодальной системы каждый тейп претендовал на определенный участок земли. Границы земель были отмечены камнями со специальными отметками, указывающими на местное место поклонения. Хотя сначала земля находилась в коллективной собственности, индивидуальное возделывание земли в конечном итоге стало нормой. По старой чеченской традиции женщинам разрешалось владеть землей. Яростное сопротивление чеченцев советской коллективизации объясняется угрозой, которую она представляет для традиционных обычаев землепользования.
У каждого тейпа был избранный совет из старейшины, суд и свой собственный набор обычаев. Гражданский вождь, которого называли тамда или халханча, возглавлял совет старейшин. Баечча, тем временем, был военачальником.
Тейп имеет свои собственные подразделения в порядке их постепенного вложения: ваэр, гар и некэ. Neqe состоит из домохозяйств, имеющих одну и ту же фамилию, а гар - это ряд единиц neqe, которые вместе образуют общую линию. Между тем основной социальной единицей было домашнее хозяйство, состоящее из расширенной семьи, охватывающей три или четыре поколения, именуемой ц'а или дёзал, с замужними дочерьми, обычно живущими в доме своего супруга. У братьев одна и та же земля и один скот.
Количество тейпов было нестабильным в недавней истории. Если в начале 19 века насчитывалось 59 чеченских тейпов, то к середине 19 века их число увеличилось до сотни, а сегодня их около 170. Новые тейпы могли быть основаны, когда большой гар откололся и претендовал на титул полноправного.