Камень Мотекухзомы I

редактировать
Камень Мотекусома I на выставке в Мехико

Камень Motecuhzoma I является доколумбовой камень монолит восходит к верховенству Motecuhzoma I (1440-1469), пятый Tlaltoani (линейка) из Теночтитлана. Монолит имеет примерно 12 футов в диаметре и 39 дюймов в высоту и также известен как Камень Мотекухзома-Ильхуикамина, Куаухсикалли из Мотекухзома-Ильхуикамина, Камень архиепископа, Камень Экс-Арзобиспадо и Монолит Санчес-Нава. Исторические источники называют его просто « temalácatl », что буквально означает «круглый камень».

Мотекухзома I, также известный как Мотекухзома Ильхуикамина, был внуком первого тлалтоани из Теночтитлана, сменив Ицкоатля, и превратил положение короля в императорское. Ему приписывают расширение и консолидацию Империи ацтеков (хотя его часто принимают за своего популярного потомка Мотекухзома II, правившего во время испанского завоевания почти столетие спустя). На науатле Мотекухзома означает «Он гневается, как Господь», а Илхуикамина означает «Он стреляет стрелами в небо».

Под властью Мотекухзомы I Теночтитлан начал укреплять свое положение в качестве столицы империи ацтеков ( Мексика ). Его завоевания распространили правление ацтеков далеко за пределы Мексиканской долины, принесли большое количество дани. Эти завоевания изображены по сторонам камня. Правление и военные экспедиции Мотекухзомы I совпали с ростом числа ритуальных человеческих жертвоприношений, что нашло отражение в жертвенном колодце на вершине монолита.

СОДЕРЖАНИЕ
  • 1 открытие
  • 2 Иконография
    • 2.1 Верхняя часть лица
    • 2.2 Боковые панели
  • 3 Ритуальное использование
  • 4 Сравнение с другими памятниками
  • 5 ссылки
Открытие

Камень Мотекусома I был обнаружен в июле 1988 года под дворцом колониального архиепископа, или Паласио дель Арзобиспадо, на улице Монеда в современном Мехико. По этой причине камень иногда называют Камнем архиепископа. Построенный вскоре после того, как испанцы разрушили центр Теночтитлана, во дворце сохранилось множество ценных артефактов доколумбовой эпохи. Дворец Арцобиспадо был построен в 1530 году под руководством испанского монаха Хуана де Сумаррага на базе разрушенного храма Тескатлипока. Камень был обнаружен во время раскопок под дворцом, и сразу же сравнили его с уже известными камнями Тизока и Календарным камнем из- за его большого размера и круглой формы.

Первоначально камень лежал перед храмом Тескатлипока. Это размещение было намеренным - на боковых панелях камня Мотекухзома I одет как Тескатлипока, доминирующий над своими врагами в битве. В настоящее время камень выставлен в Национальном музее антропологии в Мехико.

Иконография
Штриховой рисунок солнечного диска на вершине камня.

Верхняя часть лица

Камень примерно 12 футов в диаметре и 3 фута в высоту и предназначался для размещения лицевой стороной вверх. Солнечный диск на верхнем лице имеет круглый бассейн в центре, внутри которого находится лицо солнечного божества Тониатуха в его характерном головном уборе. Рот Тониатуха открыт, а язык (теперь отломанный) должен был торчать в виде жертвенного ножа. Выступающий язык использовался как крестовина, к которой привязывали жертвоприношения. Резной Тониату окружает полоса концентрических кругов, представляющая драгоценный зеленый камень или нефрит. Есть большие стрелки, указывающие в каждом из основных направлений, с меньшими стрелками между ними. На внешней полосе чередуется узор из нефрита и куаухшикали, или «орлиного ящика», каменных сосудов, используемых для размещения человеческих сердец после жертвоприношения.

Боковые панели

Панно с изображением завоевания Сочимилько. В правом верхнем углу виден символ местоположения Ксочимилько, а Мотекузома I сжимает кулаком волосы врага, сигнализируя о завоевании.

Стороны камня изображают одиннадцать отдельных сцен завоеваний, зажатых между двумя границами, состоящими из небольших квадратов с символами, относящимися к человеческим жертвоприношениям: скрещенными костями, черепами, сердцами, ножами и человеческими руками.

На каждой из одиннадцати боковых панелей изображено завоевание Мотекузома I другого королевства. По порядку, эти королевства включают Кулуакан, Тенаюка, Шочимилько, Чалко, Тамазулапан, Аколуакан, Тексаксик-о-Тепаноайя, Тлателолко, Тонатиуко, Миштлан и Куэтлакстлан. Каждое королевство обозначено глифом в верхнем правом углу панели. В своей « Historia de las Indias» Дуран пишет: «Было приказано, чтобы вокруг [камня] он был изображен в виде границы или фриза все войны, которые они вели до тех пор, когда солнце с его защитой и помощью имело даровал им победы ». На каждой панели Мотекухзома I одет как Тескатлипока и хватается за волосы своего врага, символизируя порабощение.

На панели с глифом Чалко солнечный луч также указывает на эмблему Мексики для Тлалтоани. Эта панель имеет важное значение, поскольку позволяет ученым отнести камень к Мотехузоме I. На протяжении 14 и начала 15 веков Халка и ацтеки вели цветочные войны за территорию Халки. Chalco был окончательно завоеван ацтеков в 1465 году при правлении Motecuhzoma I.

Ритуальное использование

Temalácatl хорошо задокументированы в исторических текстах в качестве платформ для заключенных участвовать в гладиаторских боях. Раненых воинов, захваченных во время завоеваний Мотекухзомы I, скорее всего, приносили в жертву на вершине камня.

Изображение воина, привязанного к temalácatl в Кодексе Товаров (ок. 1580 г.). Веревка вокруг лодыжки пленника прикрепляется к центру камня.

Францисканский монах Бернардино де Саагун описывает ритуалы жертвоприношения, связанные с камнем: «Они клали рабов на этот камень, а затем дрались с ними ножами, их связывали за талию таким образом, чтобы они могли достичь окружности камня, и они давали им оружие, с помощью которого можно сражаться. Это повторяющееся зрелище, на которое приезжали люди со всех регионов ». Монах Диего Дуран ведет этот рассказ, написав, что Тлалтоани Мотекусома I пригласил простых людей со всей долины Мексики на церемонии. Согласно его отчетам, «84 000 жертв» (почти наверняка преувеличение, предназначенное для указания неограниченного количества), захваченных у вражеского населения, были принесены в жертву в течение четырех дней, в конце которых «храмы и весь город были покрытые потоками крови ". На вершине камня солнечный диск имеет круглый бассейн в центре с лучами, исходящими от края камня. По словам Дурана, это было сделано для того, чтобы кровь принесенных в жертву могла быть собрана в таз «для подобия солнца, чтобы наслаждаться».

Основываясь на этих документах и ​​размещении камня за пределами храма Тескатлипока, покровителя воина, широко распространено мнение, что на этом камне совершалось жертвоприношение гладиатора. Кроме того, камень когда-то был полностью выкрашен в красный цвет - цвет, связанный с Тескатлипокой и восточной частью Вселенной. Кровь гладиаторов использовалась, чтобы накормить изображение солнца в центре, чтобы умилостивить богов и гарантировать, что солнце продолжит движение.

Сравнение с другими памятниками
Изображение неопознанного темалакатля в Кодексе Тудела (ок. 1540 г.)

По словам археолога Темпло Майор Эдуардо Матос Моктесума, есть два типа ацтекских скульптур с изображением солнца наверху: календари и камни с резными изображениями военных завоеваний по краям. Камень Motecuhzoma I принадлежит ко второй группе, temalácatl, связанной с жертвоприношением гладиаторов. Камень Тисок является, пожалуй, самым известным примером этого, разделяя многие из тех же иконографических черт с Камнем Motecuhzoma I. Однако, в то время как камень Motecuhzoma I изображает Tlaloani (Motecuhzoma I), как Тецкатлипки, Камень Тисок изображает его Tlaolani ( Тиски ) в качестве Уицилопочтли.

Эти два камня также имеют общие черты со знаменитым камнем ацтекского календаря, также известным как солнечный камень. Как и два temalácatl, этот камень представляет собой большой круглый монолит с солнечной резьбой на вершине. Все три монолита, вероятно, использовались как жертвенные камни, чтобы обеспечить непрерывное движение солнца. Однако у Aztec Calendar Stone есть ключевая особенность, которой нет ни у кого из других: календарь.

Камень Монтесумы I и Камень Тизока хорошо задокументированы в исторических источниках. В этих источниках также упоминается множество других темалакатлей, которые еще предстоит открыть.

использованная литература
Последняя правка сделана 2023-03-31 09:06:08
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте