эффект чаши спагетти - это произведение свободных t соглашения (ССТ), заменяющие многосторонние переговоры Всемирной торговой организации как альтернативный путь к глобализации. Этот термин впервые был использован Джагдишем Бхагвати в 1995 г. в статье «Торговая политика США: увлечение соглашениями о свободной торговле», где он открыто критиковал ССТ как парадоксально контрпродуктивную в продвижении более свободных и открытых мировые торги. По словам Бхагвати, слишком большое количество пересекающихся соглашений о свободной торговле позволит странам проводить дискриминационную торговую политику и уменьшить экономические выгоды от торговли.
В 1947 году наиболее экономически видные страны подписали многостороннее Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ), основными целями которого были снижение тарифов и других торговых барьеров, а также устранение дискриминационных режимов между подписавшими странами. После постепенных раундов переговоров было интегрировано больше стран, и тарифы были значительно снижены. Всемирная торговая организация (ВТО) была создана в 1995 году для удовлетворения растущих институциональных потребностей в условиях углубляющейся глобализации.
Однако из-за увеличения числа членов и разнообразия интересов, а также из-за сложности обсуждаемых тем (субсидии, интеллектуальная собственность и т. Д.) Переговоры о либерализации замедлились с 1990-х годов. Последний раунд переговоров ВТО, раунд переговоров в Дохе, начатый в 2001 году, зашел в тупик из-за разногласий по сельскохозяйственным субсидиям и доступу на рынок, а также по вопросам интеллектуальной собственности.
Таким образом, многие страны прибегают к двусторонним и многосторонним соглашениям о свободной торговле как к более быстрому и гибкому способу продвижения свободной торговли и глобализации. Действительно, для заключения соглашений о свободной торговле требуется лишь согласие ограниченного числа стран-единомышленников, в отличие от общего согласия всех членов ВТО, необходимого для завершения раунда переговоров. Такие соглашения также позволяют странам решать более широкие вопросы, такие как двусторонние инвестиции, трудовая миграция и регулирование. В результате с середины 1990-х годов количество действующих и находящихся на переговорах ССТ резко возросло: со 100 в 1990 году до более 400 в 2008 году.
Эта тенденция FTA описывается многими экономистами как более прагматичный способ продвижения свободной торговли и глобализации. Джагдиш Бхагвати категорически против этого мнения, называя запутанность сотен соглашений о свободной торговле с различными правилами, тарифами и институциональными механизмами «миской для спагетти».
Бхагвати определяет несколько проблем, присущих ССТ, которые делают их непригодными для продвижения четкой и глобальной либерализации торговли с широкими преимуществами:
Было проведено несколько эмпирических исследований, чтобы определить истинную стоимость эффекта «Эффект спагетти-чаши» для объемов торговли стран. и конкурентоспособность. Японские исследователи из Университета Кейо обследовали 132 страны и установили, что, хотя объемы торговли положительно коррелировали с соглашениями о свободной торговле, этот эффект характеризовался убывающей отдачей. Таким образом, все более тяжелое и дорогостоящее административное бремя, вызванное увеличением числа соглашений о свободной торговле, будет удерживать фирмы от использования льготных тарифов на соглашения о свободной торговле, что доказывает «эффект спагетти-чаши».
С начала 21 века в азиатских странах резко возросло количество соглашений о свободной торговле. В 2000 г. действовало только 3 ССТ, девять лет спустя действовало 37 ССТ, а 72 - в стадии переговоров. Возникли важные центры, такие как Китайская Народная Республика, Япония и Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН). Растущая де-факто экономическая интеграция в сочетании с отсутствием общих экономических институтов побудила азиатские страны принять торговую политику в пользу ССТ.
В результате как фирмы, так и правительства начали беспокоиться о бремени, налагаемом нарастающим усложнением азиатской торговой среды. Некоторые газеты и ученые прозвали это явление «эффектом тарелки лапши», чтобы подчеркнуть его эндемический азиатский характер. Согласно опросу 2009 года, только 20,8% южнокорейских фирм, 29% японских и 45,1% китайских фирм эффективно использовали ССТ. 20% опрошенных фирм по всей Азии считают множественные правила происхождения дорогостоящими для своего бизнеса. Более мелкие фирмы также в большей степени сдерживались от использования льготных тарифов ССТ из-за высокого и сложного административного бремени.
| journal =
()