sharebon (洒落 本) был до-модернистским японским литературным жанром. Сюжеты вращались вокруг юмора и развлечений в кварталах развлечений. Это поджанр gesaku.
Как поджанр гэсаку, юмор был основным аспектом каждой истории. «В шерибоне описывались манеры, язык и одежда мужчин, которые часто посещали лицензированные помещения и были знатоками своего ритуального этикета». Часто эти мужчины пытались выставить напоказ свои знания, но были неправы и подвергались насмешкам со стороны куртизанок.
Жанр sharebon просуществовал между 1720-ми и 1840-ми годами и длился более ста лет. Этот интервал обычно делится на три этапа: ранний, средний и поздний.
Ранний период существовал между 1720-ми и 1760-ми годами.
Самый ранний текст, принадлежащий к этому жанру, идентифицируется как Ryha Shigen (両 巴 巵,), он был написан Gekishō Sensei (撃 鉦 先生) в 1728 году. Он устанавливает традиционную форму и стиль жанра.
В последующие десятилетия был опубликован ряд важных текстов, развивающих жанр:
Юши Хогэн стал основной моделью для будущих романов.
Средний период существовал между 1770-ми и 1780-ми годами.
Жанр достиг пика популярности. Авторы экспериментировали с новыми локациями, персонажами и типами юмора.
Санто Кьеден, «ведущий писатель-фантаст в конце восемнадцатого века», написал «лучший sharebon». Он написал ряд важных романов, в том числе:
В 1790 году Реформы Кансей под руководством Мацудайры Саданобу ввел строгую цензуру и наказания за «несерьезные книги». И Санто Кёден, и Цутая Джузабуро, ведущий издатель того времени, были наказаны за свою работу на sharebon.
Поздний период существовал между 1790-ми и 1840-ми годами.
После реформ Кансей жанр sharebon пришел в упадок. Было немного новых разработок, и большинство новых книг были имитацией более ранних работ Кёдена. Такие авторы, как Умебори Кокуга (梅 暮 里 谷 峨), добились небольшого успеха в продолжении жанра. Однако в конечном итоге он «[...] уступил место ниндзёбону в ответ на популярный спрос на продолжительные истории с большей глубиной характера [...]»