Сергей Иванович Грицевец | |
---|---|
Родился | 19 июля [OS 6 июля] 1909. Барановичский район, Российская Империя (ныне Беларусь ) |
Умер | 16 сентября 1939 (1939 г.) -09-16) (30 лет). Витебск, Белорусская ССР, Советский Союз |
Верность | Советский Союз |
Служба / б ранчо | Советские ВВС |
Годы службы | 1931-1939 |
Звание | Майор |
Сражения / войны | Гражданская война в Испании. Битва за Халхин-Гол |
Награды | Герой Советского Союза (дважды) |
Сергей Иванович Грицевец (Белорус : Сяргей Іванавіч Грыцавец, Русский : Сергей Иванович Грицевец ; 19 июля [OS 6 июля] 1909 - 16 сентября 1939) был советским майором и летчиком, дважды удостоенным звания Героя Советского Союза.
Грицевец родился 19 июля [OS 6 июля] 1909 Барауцы, Минская губерния (г. современные Брестская область, Беларусь ) до белорусской крестьянской семьи до образования Советского Союза. Его семья переехала в село Шумиха Курганской области в 1914 году в связи с началом Первой мировой войны. Там, окончив седьмой класс в 1927 году, он начал работать на вокзале; но вскоре он переехал в Златоуст в Челябинске, чтобы поступить на юридический факультет и работать механиком. В 1931 году поступил в армию, а в том же году вступил в коммунистическую партию.
После окончания Оренбургского военного авиационного училища летчиков в сентябре 1932 г. приписан к 3-й эскадрилье 5-й авиационной бригады. В декабре 1933 года - командир звена 1-й Краснознаменной истребительной авиационной эскадрильи имени В.И. Ленина. Изначально эскадрилья базировалась в Красногвардейском, но была переведена в Бочкарево в 1934 году. В следующем году возглавил полет шести И-16 по маршруту Бочкарево - Хабаробск - Спасск-Дальний., и установил новый рекорд времени на маршруте, пролетев за три часа десять минут. В июле 1936 года его направили в Одесское военное авиационное училище летчиков для прохождения боевых курсов, а после их окончания он работал летным инструктором для летчиков, которые собирались отправиться в Испанию.
С июня по октябрь 1938 г. Грицевец находился в Испании в качестве командира 5-й эскадрильи вольной охоты в рамках помощи Советского Союза республиканским военно-воздушным силам Испании. На протяжении всего конфликта он набрал 115 летных часов в бою, совершил 88 боевых вылетов, провел 42 воздушных боя, одержал одиннадцать общих побед и по крайней мере одну победу в одиночку; Источники широко расходятся по поводу количества побед, одержанных им в Испании. Некоторые источники приписывают ему только одну сольную победу, некоторые указывают на шесть или семь побед, а другие указывают, что их всего около тридцати. За свои действия в Испании 22 февраля 1939 года он был удостоен звания Героя Советского Союза, хотя официальные публикации не упоминали его участие в войне Испании и описывали его только как героя, поскольку участие Советского Союза в гражданской войне в Испании было засекречено. на момент награждения.
Вскоре после возвращения в Советский Союз из Испании Грицевец был отправлен в Монголию, чтобы командовать истребительным авиационным полком в Монголии. Многие другие опытные советские летчики, в том числе Григорий Кравченко, Яков Смушкевич и Сергей Денисов, также были направлены на Халхин-Гол для оказания помощи монгольскому народу. Армейские ВВС, пострадавшие в результате арестов НКВД и уничтоженные японской авиацией. Изначально он должен был командовать 8-м истребительным авиационным полком, но по прибытии его поставили командиром эскадрильи, которая использовала И-153 и И-16 в составе 70-го истребительного авиационного полка. Вместо этого полк. 26 июня 1939 г. во время полета на И-16 он был сбит в 60 км в тылу врага Вячеславом Забалуевым; Грицевец посадил истребитель в степи возле упавшего самолета Забалуева и отвез его на безопасную территорию. Всего за время боя он совершил 138 боевых вылетов, несколько раз сбил командные удары и лично сбил три японских самолета. 29 августа 1939 г. ему вновь присвоено звание Героя Советского Союза.
11 сентября 1939 г. Грицевец и другие летчики, удостоенные звания Героя Советского Союза за действия в битва на Халхин-Голе началась из Монголии в Москву. По пути они остановились у Улан-Батора, где их встретил Хорлоогиин Чойбалсан. По прибытии в Москву он был назначен командиром 58-й истребительной авиационной бригады, поэтому 16 сентября 1939 года вылетел на аэродром Болбасово, где находилась часть в рамках подготовки к вторжению в Польшу. Той ночью он погиб в результате столкновения с взлетно-посадочной полосой при посадке И-16 в условиях плохой видимости. Пилот самолета, с которым он столкнулся, выжил, но был тяжело ранен.
Среди историков нет единого мнения о точном количестве воздушных побед, одержанных Грицевцом. Многие советские и российские источники приписывают ему более 40 побед, хотя большинство современных историков сомневаются в этой цифре и считают, что это гораздо более вероятное количество побед для всего его подразделения. Михаил Маслов приписывает ему 20 сольных побед - одну в Китае, семь в Испании и остальные на Халхин-Голе; Однако никакие другие источники не указывают, что Грицевец был в Китае до отъезда в Испанию. Российские историки Андрей Симонов и Николай Бодрихин попытались найти официальные документы, подтверждающие его воздушные победы, но обнаружили, что никаких подтверждений его индивидуальных побед в Испании не было, поскольку фиксировались только коллективные победы его эскадрильи; поэтому они подсчитали, что у него было либо четыре сольных и 13 групповых побед, либо всего 30 побед, включая шесть сольных и одиннадцать групповых побед из Испании.