Поликарпов I-153

редактировать
I -153
Полякарпов I-153 Musee du Bourget P1010993.JPG
Поликарпов И-153 в Музее авиации и космонавтики Париж
РольИстребитель
ИзготовительПоликарпов
КонструкторНиколай Николаевич Поликарпов
Первый рейс1937
Введение1939
Основной пользовательСоветские ВВС
Произведено1939-1941
Построено3,437
Разработан на основеПоликарпов И-15

Поликарпов И-153 Чайка (русский Чайка, «Чайка») был советским бипланом конца 1930-х годов истребитель. Разработанный как усовершенствованная версия И-15 с убирающимся шасси, И-153 участвовал в советско-японских боях в Монголии и был одним из основных типов советских истребителей. в первые годы Второй мировой войны. Три И-153 все еще летают.

Содержание

  • 1 Проектирование и разработка
  • 2 История эксплуатации
  • 3 Варианты
  • 4 Эксплуатанты
  • 5 Выжившие самолеты
    • 5.1 Франция
    • 5.2 Россия
    • 5.3 Испания
    • 5.4 США
  • 6 Технические характеристики (I-153 (M-62))
  • 7 См. Также
  • 8 Ссылки
    • 8.1 Примечания
    • 8.2 Ссылки
    • 8.3 Библиография
  • 9 Внешняя ссылки

Проектирование и разработка

В 1937 году ОКБ Поликарпова провело исследования по улучшению характеристик своих бипланов И-15 и И-15бис . истребители без ущерба для маневренности, поскольку советская тактическая доктрина основывалась на сочетании высокопроизводительных истребителей моноплан (встреченных на Поликарпов И-16 ) и маневренных бипланов. Ранний боевой опыт гражданской войны в Испании показал, что у И-16 были проблемы с бипланами Fiat CR.32, которые использовались итальянскими войсками, поддерживающими националистов, что указывало на необходимость продолжить использование истребителей-бипланов, и в результате предложения Поликарпова были приняты, а его конструкторскому бюро было поручено спроектировать новый истребитель-биплан. Поликарпов поручил эту задачу конструкторскому коллективу под руководством, которому помогали Артем Микоян и Михаил Гуревич (который позже создал конструкторское бюро МиГ ).

Новый истребитель (получивший обозначение И-15тер в конструкторском бюро и И-153 в советских ВВС (ВВС)) был во многом основан на конструкции И-15бис, с более прочная конструкция, но была оснащена убирающейся вручную ходовой частью для уменьшения сопротивления. Он вернулся к «заглубленному» верхнему крылу оригинального И-15, но использовал крыло Кларка YH от И-15бис. Четыре 7,62 мм пулемета ПВ-1 от И-15бис заменены четырьмя пулеметами ШКАС. Все еще оружие винтовочного калибра, оно стреляло намного быстрее, чем PV-1 (1800 выстрелов в минуту, а не 750 выстрелов в минуту), давая гораздо больший вес огня. Новый истребитель должен был оснащаться Швецов М-62, усовершенствованной производной Швецова М-25, на И-15 и И-15бис с двумя нагнетателями ..

Самолет имел смешанную конструкцию из металла и дерева, конструкция фюзеляжа была сделана из стали хром - молибден с обшивкой из дюралюминия на носовой части фюзеляжа, и тканевое покрытие фюзеляжа в кормовой части передней части кабины. Крылья самолета были сделаны из дерева, покрытого тканью, а хвостовое оперение - из дюралюминия, покрытого тканью. Самолет был оснащен шасси с хвостовым колесом , при этом основные колеса убирались назад, поворачивались на 90 градусов, чтобы прилегать к корням крыла, и приводились в действие тросами, управляемыми штурвалом с пилотным приводом. Хвостовое колесо из цельной резины не убиралось, а двигалось вместе с рулем направления.

М-62 не был готов к тому времени, когда был построен первый прототип, поэтому он был оснащен двигателем мощностью 750 л.с. (560 кВт). Двигатель М-25В совершил свой первый полет в августе 1938 года. Первый опытный образец не прошел заводские испытания из-за многочисленных дефектов, но это не остановило производство, самолет поступил в производство одновременно с продолжающимися испытаниями и разработками. Первые серийные И-153 с двигателем М25 прошли государственные испытания в 1939 году, несмотря на потерю одного самолета, который рассыпался при пикировании со скоростью 500 км / ч (311 миль / ч). В испытательных полетах И-153 (М-25) достиг максимальной скорости 424 км / ч (264 миль / ч), практического потолка 8,700 м (28,500 футов), и ему потребовалось 6 минут 24 секунды, чтобы достичь высоты 5,000 м (16,404 футов).). Эти характеристики были намного выше, чем у И-15бис.

В 1939 году производство переключилось на версию с первоначально запланированным двигателем М-62, а прототип с двигателем М-62 проходил государственные испытания с 16 июня 1939 г. Хотя скорость на уровне моря практически не изменилась, новый двигатель улучшил характеристики на высоте. Была зафиксирована скорость 443 км / ч (275 миль / ч) на высоте 4600 м (15 100 футов) с практическим потолком 9800 м (32 100 футов). Эти характеристики были разочаровывающими и привели к тому, что самолет не прошел государственные приемочные испытания, хотя это не повлияло на производство. Хотя было признано, что характеристики И-153 были неадекватными, главным требованием было не прерывать производство до тех пор, пока в производство не войдут более совершенные истребители.

Хотя были предложены многочисленные улучшения, многие из них были слишком радикальными, чтобы их можно было внедрить. поскольку самолет уже был в производстве. Отчаявшись улучшить характеристики, Поликарпов испытал два И-153 с двигателем Швецова М-63 мощностью 820 кВт (1100 л.с.). Однако результаты были неутешительными, и становилось до боли очевидным, что планер биплана не способен развивать более высокие скорости.

Одной из редко упоминаемых характеристик И-153 была его низкая производительность при раскрутке. В то время как Поликарпов И-16 получил известность благодаря тому, что он входил в штопор, пилоты легко восстанавливались после штопора. Напротив, в то время как I-153 было трудно вращать, после потери управления восстановление было затруднено до такой степени, что преднамеренное вращение было запрещено в течение некоторого времени. В конечном итоге была разработана процедура восстановления после вращения, но, несмотря на ее эффективность, требовалось безупречное время и выполнение.

К концу производства в 1941 году было построено 3437 И-153.

История операций

И-153, захваченный финскими войсками после вынужденной посадки. Фотография сделана в июне 1941 года.

И-153 впервые принял участие в боевых действиях в 1939 году во время советско-японского сражения на Халкин-Голе в Монголии. Истребитель Тип 97 (Накадзима Ки-27 ) ВВС Японии оказался грозным противником для И-15бис и И-16, но более равномерно его соперничал с I -153, который сохранил присущую бипланам маневренность, но с улучшенными характеристиками. Хотя в целом характеристики И-153 были удовлетворительными, были выявлены некоторые существенные проблемы. Самым неприятным было отсутствие перегородки между топливным баком, установленным перед кабиной, и пилотом. В сочетании с сильной тягой, проникающей через колесные арки, возгорание топливных баков неизменно приводило к быстрому охвату кабины и тяжелым ожогам пилота. Кроме того, двигатель М-62 проработал всего 60–80 часов из-за отказа двухскоростного нагнетателя.

Поликарпов И-153 «Чайка» ни разу не летал с какими-либо подразделениями ВВС Испании во время или после гражданской войны в Испании. Два более ранних варианта этого самолета, И-15 и И-15бис, действительно летали с Республиканскими ВВС во время конфликта, а позже захваченные образцы обоих типов использовались Fuerzas Aéreas до начала 1950-х годов.

Варианты

Хотя попытки улучшить характеристики оказались в значительной степени бесплодными, Поликарпов добился определенных успехов в модернизации вооружения. Серия И-153 прошла испытания с двумя синхронизированными пулеметами ТКБ-150 калибра 12,7 мм (0,5 дюйма) (позднее обозначенными как Березин Б.С. ), и около 150 самолетов были построены с одним ТКБ-150 в фюзеляже и два ШКАС в крыле (из-за нехватки этого оружия использовался единственный ТКБ-150, который был разделен с И-16 Тип 29). В конце выпуска около 400 самолетов были модифицированы металлическими пластинами под крыльями для размещения неуправляемых ракет РС-82.

Среди других вариантов:

  • И-153ДМ (Дополнительный двигатель - дополнительный двигатель) - на экспериментальной основе И-153ДМ летал с бензиновыми ПВРД. под крыльями. Двигатели DM-2 увеличили максимальную скорость на 30 км / ч (19 миль в час), а более мощные двигатели DM-4 прибавили на целых 50 км / ч (31 миль в час). Всего было совершено 74 полета.
  • И-153П (Пушечный - пушечный) - две синхронизированные 20-мм (0,79 дюйма) пушки ШВАК, дополнительная огневая мощь компенсировалась увеличением веса и склонность пороха к загрязнению лобового стекла
  • И-153Ш и УШ - штурмовые версии с подкрыльевыми контейнерами с пулеметами ШКАС и 2,5 кг (5,5 фунта) бомб
  • И-153В (Высотной - высота) - одноместный самолет, оборудованный герметичной кабиной «минимальная утечка» по Щербакову.
  • И-153В-ТКГК (Высотной-ТК Герметичьей Кабине - высота турбонаддувной герметичной (давление) кабина) - высотная версия с двигателем с турбонаддувом и герметичной кабиной, максимальная скорость 482 км / ч (300 миль / ч) на высоте 10300 м (33,793 фута), 26 построены для ПВО
  • И-153УД - задняя часть фюзеляжа выполнена в виде деревянного монокока, а не обтянутого тканью стального и деревянного каркаса для экономии металла, не поступила в производство
  • . 50 И-153 были оснащены более крупными масляными баками и оборудованы водопроводом для приема экстерьер Баки с горючим под крыльями увеличивали дальность боя вдвое. В основном они использовались ВМФ СССР.
  • И-190 - опытная версия с радиально-поршневым двигателем М-88В мощностью 820 кВт (1100 л.с.) с двумя пушками ШВАК и четырьмя пулеметами ШКАС. Первый полет 30 декабря 1939 г., разбился 13 февраля 1941 г., вариант снят с производства.
  • И-190ГК (Герметичье Кабине - герметичная (герметичная) кабина) - второй прототип И-190, укомплектованный герметичной кабиной и турбонаддувом М -90, оснащенный спиннером в обтекателе.
  • И-195 - Усиленный И-190 с закрытой негерметичной кабиной, оснащенный двигателем М-90 с обтекателем и идентичным вооружению с И-190. Прототип не был завершен.

Операторы

Поликарпов I-153 Финляндии.
Китай
Финляндия
  • ВВС Финляндии эксплуатировали 21 трофейный самолет, Из них 11 закуплены в Германии, из них 10 поставлены. Они летели с серийными номерами от ИТ-11 до ИТ-31. На финской службе пилоты FAF заявили о не менее 5 сбитых самолетах И-153 против Советов.
Нацистская Германия
Советский Союз

Уцелевший самолет

Поликарпов И-153 со снятым капотом.

На этом самолете четыре выживших, трое из которых могут летать. В начале 1990-х новозеландский пилот и предприниматель Тим Уоллис 'Alpine Fighter Collection организовал восстановление трех И-153 и шести И-16 до летного состояния, этот проект завершается. в 1999 году третий и последний И-153 прибыл в Новую Зеландию. Эти самолеты оснащались радиальными редукторами АЗШ-62ИР вместо безредукторных М-62. Причина в том, что АЗш-62ИР - это всего лишь вариант М-62, с абсолютным равенством во всем, а не с отсутствием лобовой коробки передач и синхронизатора вооружения. Кроме того, ни один из оригинальных двигателей с обнаруженных затонувших кораблей не мог быть оживлен.

Франция

  • 7211 - I-153 на статическом дисплее в Musée de l'Air в Париже, Иль-де-Франс. Его реставрирует Авиационная ассоциация "Мемориал". Это единственный полностью оригинальный И-153.

Россия

  • 6326 - И-153, находящийся в России. Он окрашен в красный цвет 10 и зарегистрирован как RA-1562G.

Испания

США

Технические характеристики (I-153 (M-62))

Данные о Чайка и Чато... Боевые бипланы Поликарпова "

Общие характеристики

  • Экипаж: 1
  • Длина: 6,17 м (20 футов 3 дюйма)
  • Размах крыла : 10 м (32 фута 10 дюймов)
  • Высота: 2,8 м (9 футов 2 дюйма)
  • Площадь крыла: 22,14 м (238,3 кв. Фута)
  • Профиль : Clark YH
  • Масса пустого: 1452 кг (3201 фунт)
  • Масса брутто: 1960 кг (4321 фунт)
  • Максимальный взлетный вес: 2110 кг ( 4652 фунта)
  • Силовая установка: 1 × Швецов М-62 9-цилиндровый радиально-поршневой двигатель воздушного охлаждения, 597 кВт (801 л.с.)
  • Винты: 2-лопастные гребной винт переменного шага

Рабочие характеристики

  • Максимальная скорость: 444 км / ч (276 миль / ч, 240 узлов) на высоте 4600 м (15092 футов)
  • Крейсерская скорость: 297 км / ч (185 миль / ч, 160 узлов) на высоте 2000 м (6562 фута)
  • Диапазон: 470 км (290 миль, 250 миль)
  • Сервис потолок: 10700 м (35100 футов)
  • Скорость набора высоты: 15 м / с (3000 футов / мин)
  • Время набора высоты: 7000 м (22966 футов) за 8 минут 18 секунд

Вооружение .

См. Также

Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи

Связанные списки

Ссылки

Примечания

Цитаты

Библиография

Внешние ссылки

На Викискладе есть медиафайлы, связанные с Поликарпов I-153.
Последняя правка сделана 2021-06-02 09:48:07
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте