I -153 | |
---|---|
Поликарпов И-153 в Музее авиации и космонавтики Париж | |
Роль | Истребитель |
Изготовитель | Поликарпов |
Конструктор | Николай Николаевич Поликарпов |
Первый рейс | 1937 |
Введение | 1939 |
Основной пользователь | Советские ВВС |
Произведено | 1939-1941 |
Построено | 3,437 |
Разработан на основе | Поликарпов И-15 |
Поликарпов И-153 Чайка (русский Чайка, «Чайка») был советским бипланом конца 1930-х годов истребитель. Разработанный как усовершенствованная версия И-15 с убирающимся шасси, И-153 участвовал в советско-японских боях в Монголии и был одним из основных типов советских истребителей. в первые годы Второй мировой войны. Три И-153 все еще летают.
В 1937 году ОКБ Поликарпова провело исследования по улучшению характеристик своих бипланов И-15 и И-15бис . истребители без ущерба для маневренности, поскольку советская тактическая доктрина основывалась на сочетании высокопроизводительных истребителей моноплан (встреченных на Поликарпов И-16 ) и маневренных бипланов. Ранний боевой опыт гражданской войны в Испании показал, что у И-16 были проблемы с бипланами Fiat CR.32, которые использовались итальянскими войсками, поддерживающими националистов, что указывало на необходимость продолжить использование истребителей-бипланов, и в результате предложения Поликарпова были приняты, а его конструкторскому бюро было поручено спроектировать новый истребитель-биплан. Поликарпов поручил эту задачу конструкторскому коллективу под руководством, которому помогали Артем Микоян и Михаил Гуревич (который позже создал конструкторское бюро МиГ ).
Новый истребитель (получивший обозначение И-15тер в конструкторском бюро и И-153 в советских ВВС (ВВС)) был во многом основан на конструкции И-15бис, с более прочная конструкция, но была оснащена убирающейся вручную ходовой частью для уменьшения сопротивления. Он вернулся к «заглубленному» верхнему крылу оригинального И-15, но использовал крыло Кларка YH от И-15бис. Четыре 7,62 мм пулемета ПВ-1 от И-15бис заменены четырьмя пулеметами ШКАС. Все еще оружие винтовочного калибра, оно стреляло намного быстрее, чем PV-1 (1800 выстрелов в минуту, а не 750 выстрелов в минуту), давая гораздо больший вес огня. Новый истребитель должен был оснащаться Швецов М-62, усовершенствованной производной Швецова М-25, на И-15 и И-15бис с двумя нагнетателями ..
Самолет имел смешанную конструкцию из металла и дерева, конструкция фюзеляжа была сделана из стали хром - молибден с обшивкой из дюралюминия на носовой части фюзеляжа, и тканевое покрытие фюзеляжа в кормовой части передней части кабины. Крылья самолета были сделаны из дерева, покрытого тканью, а хвостовое оперение - из дюралюминия, покрытого тканью. Самолет был оснащен шасси с хвостовым колесом , при этом основные колеса убирались назад, поворачивались на 90 градусов, чтобы прилегать к корням крыла, и приводились в действие тросами, управляемыми штурвалом с пилотным приводом. Хвостовое колесо из цельной резины не убиралось, а двигалось вместе с рулем направления.
М-62 не был готов к тому времени, когда был построен первый прототип, поэтому он был оснащен двигателем мощностью 750 л.с. (560 кВт). Двигатель М-25В совершил свой первый полет в августе 1938 года. Первый опытный образец не прошел заводские испытания из-за многочисленных дефектов, но это не остановило производство, самолет поступил в производство одновременно с продолжающимися испытаниями и разработками. Первые серийные И-153 с двигателем М25 прошли государственные испытания в 1939 году, несмотря на потерю одного самолета, который рассыпался при пикировании со скоростью 500 км / ч (311 миль / ч). В испытательных полетах И-153 (М-25) достиг максимальной скорости 424 км / ч (264 миль / ч), практического потолка 8,700 м (28,500 футов), и ему потребовалось 6 минут 24 секунды, чтобы достичь высоты 5,000 м (16,404 футов).). Эти характеристики были намного выше, чем у И-15бис.
В 1939 году производство переключилось на версию с первоначально запланированным двигателем М-62, а прототип с двигателем М-62 проходил государственные испытания с 16 июня 1939 г. Хотя скорость на уровне моря практически не изменилась, новый двигатель улучшил характеристики на высоте. Была зафиксирована скорость 443 км / ч (275 миль / ч) на высоте 4600 м (15 100 футов) с практическим потолком 9800 м (32 100 футов). Эти характеристики были разочаровывающими и привели к тому, что самолет не прошел государственные приемочные испытания, хотя это не повлияло на производство. Хотя было признано, что характеристики И-153 были неадекватными, главным требованием было не прерывать производство до тех пор, пока в производство не войдут более совершенные истребители.
Хотя были предложены многочисленные улучшения, многие из них были слишком радикальными, чтобы их можно было внедрить. поскольку самолет уже был в производстве. Отчаявшись улучшить характеристики, Поликарпов испытал два И-153 с двигателем Швецова М-63 мощностью 820 кВт (1100 л.с.). Однако результаты были неутешительными, и становилось до боли очевидным, что планер биплана не способен развивать более высокие скорости.
Одной из редко упоминаемых характеристик И-153 была его низкая производительность при раскрутке. В то время как Поликарпов И-16 получил известность благодаря тому, что он входил в штопор, пилоты легко восстанавливались после штопора. Напротив, в то время как I-153 было трудно вращать, после потери управления восстановление было затруднено до такой степени, что преднамеренное вращение было запрещено в течение некоторого времени. В конечном итоге была разработана процедура восстановления после вращения, но, несмотря на ее эффективность, требовалось безупречное время и выполнение.
К концу производства в 1941 году было построено 3437 И-153.
И-153 впервые принял участие в боевых действиях в 1939 году во время советско-японского сражения на Халкин-Голе в Монголии. Истребитель Тип 97 (Накадзима Ки-27 ) ВВС Японии оказался грозным противником для И-15бис и И-16, но более равномерно его соперничал с I -153, который сохранил присущую бипланам маневренность, но с улучшенными характеристиками. Хотя в целом характеристики И-153 были удовлетворительными, были выявлены некоторые существенные проблемы. Самым неприятным было отсутствие перегородки между топливным баком, установленным перед кабиной, и пилотом. В сочетании с сильной тягой, проникающей через колесные арки, возгорание топливных баков неизменно приводило к быстрому охвату кабины и тяжелым ожогам пилота. Кроме того, двигатель М-62 проработал всего 60–80 часов из-за отказа двухскоростного нагнетателя.
Поликарпов И-153 «Чайка» ни разу не летал с какими-либо подразделениями ВВС Испании во время или после гражданской войны в Испании. Два более ранних варианта этого самолета, И-15 и И-15бис, действительно летали с Республиканскими ВВС во время конфликта, а позже захваченные образцы обоих типов использовались Fuerzas Aéreas до начала 1950-х годов.
Хотя попытки улучшить характеристики оказались в значительной степени бесплодными, Поликарпов добился определенных успехов в модернизации вооружения. Серия И-153 прошла испытания с двумя синхронизированными пулеметами ТКБ-150 калибра 12,7 мм (0,5 дюйма) (позднее обозначенными как Березин Б.С. ), и около 150 самолетов были построены с одним ТКБ-150 в фюзеляже и два ШКАС в крыле (из-за нехватки этого оружия использовался единственный ТКБ-150, который был разделен с И-16 Тип 29). В конце выпуска около 400 самолетов были модифицированы металлическими пластинами под крыльями для размещения неуправляемых ракет РС-82.
Среди других вариантов:
На этом самолете четыре выживших, трое из которых могут летать. В начале 1990-х новозеландский пилот и предприниматель Тим Уоллис 'Alpine Fighter Collection организовал восстановление трех И-153 и шести И-16 до летного состояния, этот проект завершается. в 1999 году третий и последний И-153 прибыл в Новую Зеландию. Эти самолеты оснащались радиальными редукторами АЗШ-62ИР вместо безредукторных М-62. Причина в том, что АЗш-62ИР - это всего лишь вариант М-62, с абсолютным равенством во всем, а не с отсутствием лобовой коробки передач и синхронизатора вооружения. Кроме того, ни один из оригинальных двигателей с обнаруженных затонувших кораблей не мог быть оживлен.
Данные о Чайка и Чато... Боевые бипланы Поликарпова "
Общие характеристики
Рабочие характеристики
Вооружение .
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
Связанные списки
На Викискладе есть медиафайлы, связанные с Поликарпов I-153. |