Доктрина Шлезингера

редактировать

«Доктрина Шлезингера » - это название, данное прессой для серьезной перестройки США политика ядерного удара, объявленная в январе 1974 года министром обороны США, Джеймсом Шлезингером. В нем описан широкий выбор вариантов противодействия против широкого спектра возможных действий противника, что является серьезным изменением по сравнению с более ранними политиками SIOP Кеннеди и Джонсон. эпохи, в которых основное внимание уделялось гарантированному взаимному уничтожению и которые обычно включали только один или два «тотальных» плана действий, которые использовали весь ядерный арсенал США в одном ударе. Ключевым элементом новых планов был ряд ограниченных ударов исключительно по военным объектам противника, при этом обеспечивая живучесть способности США наносить второй удар, что должно было оставить возможность для урегулирования конфликта путем переговоров.

Содержание
  • 1 Предыстория
    • 1.1 Wargasm
    • 1.2 Гибкий ответ
    • 1.3 MAD
  • 2 Реформы Шлезингера
  • 3 Противоречие
  • 4 Источники
Предпосылки

Варгазм

Первая скоординированная политика ядерной атаки в Соединенных Штатах была кодифицирована как SIOP-62 по инициативе научного советника в администрации Эйзенхауэра, Георгий Кистяковский. До SIOP-62 каждое из подразделений вооруженных сил США составляло свои собственные списки целей и планы действий, что приводило к широкому спектру ситуаций избыточного уничтожения и возможности синего -синий огонь. После того, как Кистяковский сообщил о проблемах, которые это вызвало, Эйзенхауэр отвел ядерное планирование от отдельных ветвей, централизовал его и передал RAND для тщательного надзора.

Однако разработанный план все еще основывался на той же базовой концепции тотальной войны, или того, что Герман Кан называл «варгазмом». SIOP-62 призывал к единой скоординированной атаке, в ходе которой был израсходован весь арсенал США по широкому кругу целей в Советском Союзе и Китае. Обеспокоенность по поводу негибкости плана высказывалась рано и часто; США Морской пехотинец Командующий Дэвид Шоуп отметил, что нападение Советов приведет к ответным мерам, включая Китай, вне зависимости от того, участвовали они или нет, и заметил, что «любой план, убивающий миллионы китайцев, когда это не так» «Даже их война - плохой план. Это не американский путь».

Гибкий ответ

В конце 1950-х годов ряд партий указали на еще одну серьезную проблему с принципом «все или -ничего подходить. Если Советы предпримут ограниченную атаку по изолированным военным целям США, они могут нанести значительный ущерб собственным ядерным силам США без серьезных потерь среди гражданского населения. Если такая атака будет успешной, у Советов все еще будет возможность нанести второй удар по городам США, в то время как власть США будет настолько ослаблена, что их единственным военным эффективным ответом будет нападение на советские города, зная, что Советы это сделают. реагировать. Это оставило бы Советы в чрезвычайно выгодном положении для заключения мира. СИОП-62 просто не отреагировал на эту угрозу.

«Решение» этой проблемы было разработано при администрации Кеннеди и заключалось в ответе на ограниченные атаки натурой. В этом случае, если бы такой же сценарий развился, Советы оказались бы в крайне неудобном положении: они должны были бы позволить США в ответной атаке приземлиться и нанести ущерб своим силам или немедленно начать атаку, как только атака будет обнаружена. Ни один из вариантов действий не сохранит никакого преимущества, и поэтому считалось, что такая политика сделает ограниченную атаку несостоятельной. Еще в 1962 году Роберт Макнамара предложил гибкую стратегию, начиная с ряда ограниченных контрсиловых ударов, прежде чем перейти к полному обмену. Эти планы, систематизированные в SIOP-62, оставались практически неизменными более десяти лет.

MAD

Однако, поскольку ядерные силы перешли от бомбардировщиков к межконтинентальным баллистическим ракетам с ограниченной точностью, но высокой живучестью, способность наносить контрсиловый удар, пока силы противника еще были на земле становилось все труднее. Эта сложность увеличивалась с каждой новой итерацией ракеты, что продолжало сокращать время реакции до такой степени, что поймать их все еще в их шахтах было бы чрезвычайно сложно. Поскольку это оружие было, по крайней мере в то время, относительно неточным, оно ограничивалось главным образом противодействующими атаками на вражеские города, что еще больше разрушало идею о том, что ограниченная атака против них будет отвечать тем же.

В результате этих технических изменений идея гибкого реагирования окостенела, а взаимно гарантированное разрушение (MAD) стало основной стратегической концепцией той эпохи. Макнамара стал главным сторонником MAD и использовал его как повод для отмены других систем доставки ядерного оружия, таких как бомбардировщик B-1 Lancer. В своих показаниях перед Конгрессом он заявил, что «Ракетные войска стратегического назначения в 1967-71 гг. Предоставят больше сил, чем требуется для« гарантированного уничтожения »... новый перспективный стратегический самолет в настоящее время не представляется оправданным».

С появлением MAD вернулись все прежние проблемы, связанные с подходом к «варгазму». Проблема усугублялась тем, что у США теперь были обязательства по различным договорам по защите союзников, использующих их ядерное оружие, так называемый «ядерный зонтик». Это означало, что Советы могли начать ограниченную атаку против союзника, оставив США перед выбором: отступить или согласиться на полномасштабный обмен.

В июне 1969 года Киссинджер проинформировал Никсона о проблеме MAD, и Никсон позже обратился к этому вопросу в Конгрессе в феврале 1970 года, заявив: «Если президенту в случае ядерной атаки останется единственный вариант. отдать приказ о массовом уничтожении гражданского населения противника перед лицом уверенности в том, что за этим последует массовая резня американцев? " Киссинджер и Никсон разработали планы возврата к гибкой стратегии реагирования, но им пришлось отложить эти планы до окончания войны во Вьетнаме.

Реформы Шлезингера

Выдвинутый Ричардом Никсоном 10 мая 1973 года, Шлезингер стал министром обороны 2 июля. Будучи профессором университета, исследователем в Rand и правительством. служащий в трех агентствах, он приобрел впечатляющий опыт работы в сфере национальной безопасности.

Анализируя ядерную стратегию США, Шлезингер отметил, что политика, разработанная в 1950-х и 1960-х годах, была основана на подавляющем лидерстве США в ядерных силах. Планы были сосредоточены на нанесении как можно большего ущерба СССР и его союзникам, независимо от ответных действий Советов. Шлезингер заявил, что «сдерживание не заменяет защиту; возможности защиты, представляющие потенциал для эффективного противодействия, являются существенным условием сдерживания. Он выразил серьезные сомнения по поводу всей концепции взаимно гарантированного уничтожения (MAD).

Шлезингер считал, что надежное сдерживание должно быть основано на нескольких условиях; США необходимо поддерживать некоторый уровень паритета сил с СССР, силы должны быть очень живучими и основываться на их живучести, должен существовать широкий спектр планов, которые не сводились бы к одной из множества различных массовых атак. Его новая стратегия была основана на ряде ограниченных контрсиловых атак, которые «ограничили бы шансы неконтролируемой эскалации» и «ударили» значимые цели », не нанося значительного побочного ущерба. В большинстве этих планов большая часть ядерных сил США будет удерживаться в надежде, что противник не нападет на города США, пока нанесение серьезного военного ущерба, который может положить конец любым текущим действиям. Он категорически отрицал любые намерения нанести первый удар по СССР.

Шлезингер описал новую доктрину как имеющую три основных аспекта:

  1. Национальное командование или его преемники должны иметь множество вариантов использования оружия, всегда имея возможность для усиления.
  2. При наведении на цель должно быть очень четко указано, что первое необходимое условие - это выборочный ответный удар против вооруженных сил противника (т. Е. Индивидуализированная контрсила).
  3. Некоторые цели и классы целей не должны поражаться, по крайней мере, сначала, чтобы дать противнику разумный повод для прекращения конфликта. Уменьшение побочного ущерба было еще одним преимуществом этого метода удержания. Никсон кодифицировал базовую концепцию как часть NSDM-242, которая вступила в силу как SIOP-5 в 1976 году.

Чтобы удовлетворить потребности SIOP-5, в структуру вооруженных сил США был внесен ряд изменений. Бомбардировщик B-1, недавно снятый с производства, был возвращен, чтобы обеспечить выживаемость при ударе, который может быть запущен как демонстрация намерений США. Кроме того, Шлезингер сделал упор на оружие ближнего действия, которое имело явные контрсиловые возможности, использование которых не означало бы тотальную встречную атаку. Это привело к дальнейшей работе над такими системами, как Pershing II и различными базами в Европе, которые не были реализованы до 1980-х годов.

Противоречие

Основная схема системы Доктрина Шлезингера оставалась в силе до периода быстрого разоружения в 1980-х годах, хотя и претерпевала многочисленные изменения. На протяжении всего этого периода он оставался весьма спорным по разным причинам.

Объявление Доктрины немедленно вызвало проблемы во время переговоров SALT I. В начале переговоров делегация США заверила своих советских коллег в том, что США не стремятся к контрсиловому потенциалу, но в Доктрине Шлезингера ясно сказано, что это так. Во время саммита в июне 1974 г. Леонид Брежнев резко критиковал Доктрину как угрозу советским войскам, чей паритет был ключевой концепцией переговоров по ОСВ. Опасения Шлезингера по поводу процесса ОСВ в конечном итоге привели к его отставке в 1975 году.

Еще одна проблема заключалась в том, что, хотя Шлезингер заявил, что США не будут вкладывать средства в оружие первого удара, в 1970-х и 1980-х годах был разработан ряд систем оружия. это было бы полезно только в сценарии первого удара. Наиболее очевидным примером является крылатая ракета AGM-86 ALCM , высокоточное оружие, предназначенное в первую очередь для поражения укрепленных военных целей. Наблюдатели как в СССР, так и в других странах отметили, что такое оружие было действительно полезно только в сценарии «скрытой атаки», которая позволяла бы атаковать объекты межконтинентальных баллистических ракет и, таким образом, уменьшила бы собственные контрсиловые способности Советского Союза по нанесению ударов. они импотенты. При взаимно гарантированном сценарии уничтожения эти цели уже были бы поражены межконтинентальными баллистическими ракетами или БРПЛ.

Ссылки
Последняя правка сделана 2021-06-07 05:08:39
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте