Сара Виннемукка | |
---|---|
Родилась | Thocmentony («Цветок ракушки»), также известная как Tocmetone. 1844. у озера Гумбольдт, штат Невада |
Умер | 16 октября 1891 г. (1891-10-16) (46–47 лет). Лейк Генри, штат Айдахо |
Национальность | Северный пайют |
Другие имена | Сара Виннемука Хопкинс |
Род занятий | Автор, педагог |
Известен как | Активист и представительница Северного пайюта |
Известная работа | Жизнь среди пайутов: их ошибки и претензии (1884) |
Супруг (ы) | Эдвард Бартлетт (1872). Льюис Х. Хопкинс (1881) |
Родители |
|
Родственники | Траки (дедушка) |
Сара Виннемукка Хопкинс (англ. Thocmentony, что означает «Цветок ракушки ; также обозначается как« Токметон »в Северном Пайюте ;c.1844 - 16 октября 1891) был Северным Пайютом автор, активистка и педагог.
Сара Виннемукка родилась в ar Гумбольдт Лейк, Невада, во влиятельную семью Пайюте, которая вела свою общину в установлении дружеских отношений с прибывающими группами англо-американских поселенцев. Ее отправили учиться в католическую школу в Санта-Кларе, Калифорния. Когда война пайютов разразилась между пирамидным озером Паюте и поселенцами, в том числе друзьями семьи Виннемукка, Сара и некоторые из ее семьи отправились в Сан-Франциско и Вирджиния-Сити, чтобы избежать боевых действий. Они зарабатывали на жизнь выступлениями на сцене как «Королевская семья Пайют». В 1865 году, когда семья Виннемукка была в отъезде, их группа подверглась нападению конницы США, убившей 29 пайутов, включая мать Сары и нескольких членов ее большой семьи.
Впоследствии Виннемукка стала защитницей прав коренных американцев, путешествуя по США, чтобы рассказать англо-американцам о тяжелом положении своего народа. Когда пайюты были интернированы в концлагерь Якима, Вашингтон после войны с Бэнноком, она поехала в Вашингтон, округ Колумбия, чтобы лоббировать Конгресс и исполнительную власть за их освобождение. Она также служила в вооруженных силах США в качестве посыльного, переводчика и проводника, а также в качестве учителя для заключенных коренных американцев.
Виннемукка опубликовала книгу Жизнь среди пайутов: их ошибки и претензии (1884), которая одновременно является мемуарами и историей ее народа в течение первых 40 лет их контактов с европейскими американцами. Она считается «первой известной автобиографией, написанной индейской женщиной». Антрополог Омер Стюарт описал ее как «одну из первых и одной из самых устойчивых этноисторических книг, написанных американскими индейцами», часто цитируемых учеными. После публикации книги Виннемукка совершила поездку по Восточным Соединенным Штатам, читая лекции о своем народе в Новой Англии, Пенсильвании и Вашингтоне, округ Колумбия. Она вернулась на Запад, основав частную школу для детей коренных американцев в Лавлоке, Невада..
С конца 20 века ученые вновь стали уделять Виннемукке внимание ее достижениям. В 1993 году она была посмертно введена в Зал славы писателей Невады. В 2005 году штат Невада передал ее статую скульптора Бенджамина Виктора в Национальную коллекцию скульптурного зала в США. Капитолий.
Наследие Виннемукки вызывает споры. Некоторые биографы хотели помнить ее прежде всего за ее активную деятельность и социальную работу по улучшению условий для ее народа, в то время как другие критиковали ее за ее склонность к преувеличению своего социального статуса среди пайютов. Среди пайютов критиковалась ее помощь армии США в то время, когда они находились в состоянии войны с пайютами, равно как и ее защита ассимиляции туземцев англо-американской культурой. Но пайюты также признали ее социальную работу и активную деятельность в защиту прав коренных народов.
Сара Виннемукка родилась «где-то около 1844 года» на озере Гумбольдт на территории современного западного Невады. Виннемукка (Пойто), шошон, который присоединился к пайуте через брак, и его жена Тубойтони. У Сары были старшая сестра Мэри, младший брат Натчез и сестра Эльма. (Хотя позже Сара сказала, что ее отец был главой всех северных пайютов, у пайютов не было такого централизованного руководства. Ее отец, хотя и имел влияние, был военным вождем небольшой группы из 150 человек.) Город Виннемукка, Невада был назван в честь ее отца.
Дед Сары, Тру-ки-дзо или Траки (что означает «хороший» на языке пайютов или происходит от Тро-кай, что означает «привет»), установил хорошие отношения с американцами европейского происхождения, которые начали исследовать этот район. Он руководил капитаном Джоном К. Фремонтом во время его исследовательской и картографической экспедиции 1843–1845 годов через Большой бассейн в Калифорнию. Позже Траки участвовал в мексикано-американской войне (1846–1848), заработав много белых друзей и положив начало отношениям своей большой семьи с американцами европейского происхождения.
В возрасте шести лет Сара со своей семьей поехала в Стоктон, Калифорния, где взрослые работали в животноводстве. В 1857 году их дед устроил Сару (тогда 13 лет) и ее сестру Эльму, чтобы они жили и работали в доме Уильяма Ормсби и его жены; у него была гостиница, и он был общественным деятелем Карсон-Сити, Невада. Пара хотела спутницу для своей дочери Лиззи. Девочки Виннемукка также выполняли домашнюю работу по дому. У них была возможность улучшить свой английский и узнать больше о европейско-американских традициях. Сара стала особенно легко переходить от пайюте к европейско-американской культуре и обратно. Она была одной из немногих пайютов в Неваде, которые умели читать и писать по-английски, и вся ее семья говорила по-английски.
В связи с уменьшением давления новых мигрантов в регионе, привлеченных серебряными находками Уошу, Старый Виннемукка организовал в 1859 году, чтобы его дочери вернулись к нему снова в Неваду. В 1860 году произошел открытый конфликт. Пайют убил двух мужчин, которые похитили и оскорбляли двух девочек-пайютов. Поселенцы и шахтеры организовали ополчение, заставив майора Ормсби возглавить его по умолчанию. Он был убит пайутами в дисциплинированном противостоянии в первом событии Войны на озере пирамид. Поселенцы были встревожены тем, насколько хорошо пайюты сражались, а плохо подготовленные шахтеры не могли удержаться. К концу лета пайюты и белые заключили перемирие. Молодой Виннемукка, двоюродный брат Сары, к тому времени возглавлял пайютов в качестве военного вождя. В октябре 1860 года их дедушка Траки умер от укуса тарантула.
В качестве знака развития Невада была выделена как отдельная территория США, и Джеймс У. Най был назначен ее первым губернатором. Когда он прибыл на территорию, он отправился в заповедник Пирамид-Лейк, где встретил Старого Виннемукку, Молодого Виннемукку и Пайуте, которые устроили грандиозное представление. В течение следующих пяти лет (1860–1865) Сара и ее семья часто выезжали из резервации, выступая на сцене либо в Вирджиния-Сити, Невада в Оперном театре Магуайра, либо в Сан-Франциско.. Они были объявлены как «Королевская семья Паюте». К этому времени ее отец взял вторую, младшую жену, от которой у него родился маленький сын.
В Неваде войска США неоднократно действовали против коренных американцев, чтобы «напомнить им, кто главный». Туземцев неоднократно обвиняли в набегах и краже скота. В 1865 году капитан Алмонд Б. Уэллс возглавил кавалерию добровольцев Невады в беспорядочных рейдах через северную часть штата, атакуя банды пайютов. В то время как Сара и ее отец были в Дейтоне, Невада, Уэллс и его люди напали на лагерь Старого Виннемукки, убив 29 из 30 человек в группе, которые были стариками, женщинами и детьми.
Две жены вождя (включая мать Сары) и малолетний сын были убиты. Хотя сестра Сары Мария сбежала из лагеря, она умерла той зимой из-за тяжелых условий. Ее младшей сестры Эльмы не было поблизости, так как она была усыновлена французской семьей в Мэрисвилле, Калифорния. Там Эльма Виннемукка вышла замуж за Джона Смита, белого человека, и переехала с ним в белое сообщество в Монтане, а позже в Айдахо.
В 1868 году около 490 выживших пайютов переехали в военный лагерь, который стал известен как Форт МакДермитт, на границе Невады и Орегона. Они искали защиты у армии США от добровольцев Невады. В 1872 году федеральное правительство создало резервацию Малхер в восточном Орегоне, назначенную президентом Улиссом С. Грантом для северных пайютов и баннок в этом районе. В то время сюда перебрались три группы пайютов. В 1875 году Сара, ее брат Натчез и его семья, а также их отец Старый Виннемукка тоже переехали туда.
Виннемукка был приглашен работать переводчиком в резервацию Малхёр. Индийский агент. Наблюдая за Пэрришем, она обнаружила, что он хорошо работал с пайютом; он поощрял их изучать некоторые новые способы и помог им сажать культуры, которые могли бы поддержать людей, создав хорошо управляемую сельскохозяйственную программу. Он построил школу в резервации, и Сара стала помощником учителя.
Сара вышла замуж за Эдварда Бартлетта, бывшего старшего лейтенанта армии, 29 января 1872 года в Солт-Лейк-Сити, Юта. Он бросил ее, и она вернулась в лагерь МакДермитт. В 1876 году, переехав в резервацию Малер, она получила развод и подала заявление, чтобы вернуть себе имя Виннемукка, которое суд удовлетворил.
Через четыре года Пэрриша сменили. летом 1876 г. агентом Уильямом В. Райнхартом. Пайютам было жаль, что Пэрриш ушел.
Сторонник войны в стиле истребления, Райнхарт делал упор на то, чтобы держать пайют под своим пальцем. Он отменил многие из политики, инициированной Пэрришем, сказав пайютам, что земля в резервации принадлежит правительству. Он не заплатил их рабочим за сельскохозяйственный труд на общинных полях и оттолкнул многих вождей племен. Условия в резервации Малхер быстро стали невыносимыми.
В своей книге 1883 года Виннемукка рассказала, что Райнхарт продавала товары, предназначенные для народа пайуте, местным белым. Большая часть хорошей земли в резервации была незаконно экспроприирована белыми поселенцами. В 1878 г. практически все пайюты и банноки покинули резервацию из-за этих злоупотреблений и трудностей в жизни. Бэннок из южного Айдахо покинул резервацию Форт-Холл из-за аналогичных проблем. Они двинулись на запад, совершая набеги на изолированные белые поселения в южном Орегоне и северной Неваде, что спровоцировало Баннокскую войну (1878). Неизвестно, в какой степени люди северных пайютов участвовали в создании Баннок. Виннемукка писал, что она и несколько других семей Пайуте были заложниками Бэнноков во время войны.
Во время Баннокской войны Виннемукка работал переводчиком у генерала Оливера О. Ховарда из США. Армия, с которой она познакомилась во время его визита в резервацию; она также действовала как разведчик и посыльный. По ее словам, воины Бэннока и солдаты армии так понравились друг другу, что они редко стреляли на поражение. По какой-то причине жертв было относительно немного. Офицеры, на которых она работала, высоко ценили Виннемукку, и она включила рекомендательные письма от некоторых из них в свою книгу 1883 года. Впечатленный многими офицерами, Виннемукка начал поддерживать позицию армии США, согласно которой управление индийскими резервациями должно взять на себя военные, а не политические назначенцы. (Примечание: после резни в Мариасе 1870 года, устроенной войсками США в Монтане, президент Грант продвигал политику мира, назначая лидеров квакеров в качестве агентов Индии в резервациях и намереваясь таким образом искоренить проблемы коррупции.)
>93>(на востоке территории Вашингтона ), где они пережили большие лишения. В общей сложности 543 пайюта были интернированы в так называемый «концентрационный лагерь».Виннемукка сопровождал их в качестве переводчика. Поскольку у нее была официальная работа, ей не требовалось жить в резервации. Возмущенная суровыми условиями, навязанными пайюте, она начала читать лекции по всей Калифорнии и Неваде о тяжелом положении своего народа. Зимой 1879 и 1880 годов она, ее отец и двое других Виннемукка посетили Вашингтон, округ Колумбия, чтобы лоббировать освобождение пайютов из резервации Якама. Они получили разрешение от министра внутренних дел, Карла Шурца на то, чтобы пайютам было разрешено вернуться в Малер за их собственный счет. Вместо этого правительство решило "прекратить" существование резервации Малер в 1879 году, закрыв ее.
«Зная нрав людей, через которых они должны пройти, все еще страдающих от варварства войны два года назад, и что пайюты, совершенно лишенные всего, должны существовать на своем пути грабежом, Я отказал им в разрешении на отъезд... и вскоре после того, как, будучи более точным, проинформирован о положении дел, достопочтенный секретарь отозвал свое разрешение, хотя никакого определения их постоянного местонахождения не было достигнуто. Это было большим разочарованием для пайуты, и в обращении с ними требовались величайшая осторожность и осторожность ".
В 1881 году генерал Оливер О. Ховард нанял Сару Виннемукку для обучения заключенных шошонов, содержащихся в казармах Ванкувера. Там она познакомилась и сблизилась с лейтенантом Льюисом Х. Хопкинсом, сотрудником индийского департамента. В том же году они поженились в Сан-Франциско.
В 1883 году Хопкинсы отправились на восток, где Сара прочитала около 300 лекций в крупных городах Северо-Востока и Средней Атлантики, стремясь повысить осведомленность о них. несправедливость по отношению к коренным американцам. Пресса сообщала о ее выступлениях и часто называла ее «Паюте принцессой ».
В Бостоне она познакомилась с сестрами Элизабет Пибоди и Мэри Пибоди Манн, замужем за педагогом Горацием Манном ; они начали продвигать ее ораторскую карьеру. Кроме того, две женщины помогли ей составить и подготовить лекционные материалы для публикации в журнале «Жизнь среди пиратов». Ее книга была опубликована в 1883 году, это «первая известная автобиография, написанная индейской женщиной» и первая в США регистрация авторских прав, обеспеченная индейской женщиной.
Муж Сары внес свой вклад в его усилия жены по сбору материалов для книги в Библиотеке Конгресса. Но он страдал туберкулезом, и Виннемукка узнал, что он пристрастился к азартным играм; ее заработки были съедены его потребностями.
Вернувшись в Неваду в 1884 году, Виннемукка в течение года читал лекции в Сан-Франциско. Когда она снова вернулась в Пирамид-Лейк, она и ее брат построили школу для индийских детей в Лавлоке, Невада, чтобы продвигать культуру и язык пайютов. Индийская школа Пибоди, названная в честь их благодетеля Мэри Пибоди Манн в Бостоне, работала пару лет. Изменения в федеральной политике, последовавшие за тем, что считалось успехом школы для индейцев Карлайла, побудили федеральное правительство содействовать обучению детей коренных американцев в англоязычных школах-интернатах. Школа Виннемукки была закрыта в 1887 году, и детей перевели в учреждение в Гранд-Джанкшен, Колорадо. Несмотря на завещание Мэри Пибоди Манн и попытки превратить школу в центр технической подготовки, Виннемукка к моменту смерти мужа в 1887 году испытывала финансовые трудности.
Закон о многомиллионном праве Дауэса от 1887 г. потребовал выделения общинных земель в резервациях для отдельных домашних хозяйств, чтобы вызвать ассимиляцию племен.
Виннемукка провела последние четыре года своей жизни в уединении от общественной деятельности. Она умерла от туберкулёза в доме своей сестры, Эльмы Смит, в Генри-Лейк, Айдахо.