Санскритское соединение

редактировать

Одна примечательная особенность агглютинативной именной системы Классического санскрита - очень распространенное использование именных соединений (самаса), которые могут быть огромными (10+ или даже 30+ слов) и являются генеративными. Именные соединения встречаются с различными структурами, но морфологически говоря, они по существу одинаковы: каждое существительное (или прилагательное) находится в своей (слабой) форме основы, и только последний элемент получает наклонение падежа.

Содержание
  • 1 Авьяйибхава
  • 2 Татпуруша (определяющее)
    • 2,1 Двигу
    • 2.2 Кармадхарая (описательное)
      • 2.2.1 Мадхьяма-пада-лопи-самаса
    • 2.3 Нанс-самаса
    • 2.4 Упапада-самаса
  • 3 Двандва (координаты)
    • 3.1 Итаретара двандва
    • 3,2 Самахара двандва
  • 4 Бахуврихи (притяжательное)
  • 5 Алук-самаса
  • 6 Омрешита ( итеративно)
  • 7 Примечания
  • 8 Библиография
Avyayībhāva

Первый член этого типа именного соединения является несклоняемым, к которому добавляется другое слово, так что новое соединение также становится несклоняемым ( т.е. авьяя). Примеры: yathā + śakti («на силу»; насколько это возможно), upa + kṛṣṇam (около ka) и т. Д. В соединениях avyayībhāva первенство имеет первый член (pūrva-pada-pradhāna), т. Е. Все соединение ведет себя как непоколебимая из-за природы первой части, которая не склонна.

Татпуруша (определяющее)

В отличие от соединений авьяибхава, в соединениях Татпуруша второй член имеет первенство (уттара-пада-прадхана). Есть много видов татпуруши (по одному для каждого номинального случая и несколько других). В tatpurua первый компонент находится в падежной связи с другим. Например, «собачья будка» - это дательный падеж, дом для собаки. Это будет называться чатуртхитатпуруша, относится к четвертому падежу, то есть к дательному падежу). Между прочим, слово «татпуруша» само по себе является татпурушей (что означает «тот-человек» в смысле «человек этого человека», что означает чей-то агент), в то время как «чатуртхитатпуруна» - это кармадхарайа, являясь одновременно дательным падежом и татпурушей.

Легкий способ понять это - взглянуть на английские примеры tatpuruṣas: «поле битвы», где есть родительное отношение между «поле» и «битва», «поле битвы»; другие примеры включают инструментальные отношения («потрясенные громом») и локативные отношения («город-жилище»). Все эти нормальные составные части татпуруши называются вйадхикарана-татпуруша, потому что окончание падежа должно зависеть от второго члена, потому что семантически второй член имеет первенство, но на самом деле окончание падежа зависит от первого члена. Буквально вьядхикарана означает противоположное или иное окончание падежа. Но когда падежные окончания обоих членов составного татпуруши похожи, тогда оно называется составным кармадхарайа татпуруша или просто составным составом кармадхарая.

Двигу

Двигу - это подтип татпуруша, в котором модифицирующим элементом является число. "Двигатель" (букв. "[Человек] с двумя коровами]"; то есть тот, у кого есть две коровы) сам по себе является составным: двау + гавау.

Кармадхарая (описательный)

Это разновидность татпуруши, как показано выше, но рассматриваемая отдельно. Отношение первого члена к последнему - аппозициональное, атрибутивное или наречие, т.е. грамм. улука-яту (сова + демон) - демон в форме совы.

Мадхьяма-пада-лопи-самаса

Это та разновидность соединения Кармадхарая татпуруша, в которой средняя часть подразумевается, но отсутствует для краткости. Например, дева-брахманах, букв. «бог-брамин», образованное от дева-пуджакам брахман «богоподобный брамин».

Nañ-samāsa

Пример: na + brāhmaṇa = a-brāhmaa, в котором 'na' при размещении в начальной позиции становится 'a-' (или an- перед словом, начинающимся с гласная). Хотя это полезно для классификации, оно считается этимологически «неправильным». Исторически отрицание «a-» происходит от na в его слабой степени, индоевропейское ne - это нормальная форма степени (санскрит na), а его слабая степень - sonant ņ, которая на санскрите становится a или an в зависимости от следующего звука.

Упапада-самаса

Разнообразное соединение татпуруша, в котором существительные соединяются с глаголами. Эти соединения можно распознать по тому факту, что вторая часть содержит (возможно, преобразованный) глагольный корень (dhātu): kumbham + kṛ = kumbhakāra [potter, lit. горшечник]; шастрам + джна = шастрагья [ученый, знающий писания]; jalam + dā = jalada [дающий воду; облако].

Двандва (координационный)

Состоят из двух или более основ существительного, связанных в смысле с «и» (копулятивным или координационным). В санскрите существует в основном два вида конструкций द्वन्द्व (пара двандва):

Итаретара двандва

Результат इतरेतर द्वन्द्व (итаретара двандва «перечислительная двандва») - это перечислительное слово, значение слова который относится ко всем его составным членам. Получающееся в результате составное слово находится в двойном или множественном числе и принимает род последнего члена составной конструкции. Например:

  • रामलक्ष्मणौ rāmalakṣmaau (Рама и Лакшмана), что эквивалентно रामश्च लक्षमणश्च ramaś ca lakṣmaṇaś ca. В нем описываются сыновья царя Дашаратхи, вокруг которых, наряду с женой Рамы Ситой, вращается эпос Рамаяна.
  • रामलक्ष्मणभरतशत्रुघ्नाः ramalakṣmaabharataśatrughṇāḥ (Рама и Лакшмана, Бхарата и Шатругна), что эквивалентно camaaaa бхаратаś ча шатругшаш ча. Он описывает всех сыновей царя Дашаратхи.
  • धातुलकारपुरुषवचनानि dhātulakārapuruavacanāni (основа глагола, падеж, лицо и число), что эквивалентно धातुश्च लकारश्च पुरुषश्च वचनं च dhātuś ca lakāraś ca puruaś ca vacanaṃ ca. В нем описывается метод описания склонений и спряжений глаголов.

Samāhāra dvandva

Слова могут быть организованы в составное, чтобы образовать метоним, и иногда слова могут включать все составные части всего. Получающееся в результате составное слово представляет собой समाहार द्वन्द्व (samāhāra dvandva, собирательная двандва), всегда среднего рода и в единственном числе.

  • पाणिपादम् pāṇipādam (конечности / придатки), что эквивалентно पाणी च पादौ च pāṇī ca pādau ca (две) руки (и) две ноги

Согласно некоторым грамматикам, существует третий вид двандвы, называемый एकशेष द्वन्द्व ekashesha двандва (один- (основа) -остается двандва), где в составе нескольких слов остается только одна основа: это показывает «истинную» метонимию.

  • पितरौ питарау (родители), что эквивалентно माता च पिता च mātā ca пита ча (мать и отец). Здесь используется единственный корень पितृ pitṛ (отец), который в двойном падеже (поскольку есть две сущности: мать и отец) отказывается давать питарау (отцы) или, в данном случае, питарау (родители). Итаретара двандва также может выполняться, чтобы дать матапитарау (мать и отец), и это может означать то же самое, что и питарау.
Bahuvrīhi (притяжательное)

Bahuvrīhi, или «много риса», означает богатый человек - тот, у кого много риса. Соединения бахуврихи относятся (например) к составному существительному без головы - составному существительному, которое относится к вещи, которая сама по себе не является частью соединения. Например, «тупица» и «тупица» - это соединения бахуврихи, поскольку тупица - это не вид жизни, а тупица - не вид головы. (И много риса - это не вид риса.) Сравните с более распространенными составными существительными с головой, такими как «летучий мяч» (разновидность мяча) или «уличная кошка» (разновидность кошки). Bahurvrīhis часто можно перевести как «обладающий...» или «-ed»; например, «иметь много риса» или «много риса».

Проще говоря, это составное слово, являющееся прилагательным к третьему слову, не входящему в состав.

Алюк-самаса

В алук-самасе падежные окончания не исчезают, например, атмане + падам = атманепадам.

Āmreḍita (итеративный)

A составной, состоящий из того же слова, повторяющегося, но с ударением в первом вхождении. Amreditas используются для выражения повторяемости; например, от dív (день) мы получаем divé-dive (день за днем, ежедневно), а от devá (бог) мы получаем deváṃ-devam или devó-devas (бог за богом).

Примечания
Библиография
  • Devavāīpraveśikā: Введение в санскрит - Роберт П. Гольдман - ISBN 0-944613-40-3
  • Грамматика санскрита для студентов - А. А. Макдонелл – ISBN 81-246-0094-5
Последняя правка сделана 2021-06-07 01:28:54
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте