Роман Палестер (28 декабря 1907 - 25 августа 1989) был поляком композитор из классической музыки. Палестер написал свои наиболее значимые произведения в 1960-х годах, а в 1964 году стал первым польским музыкантом, удостоенным Премии Альфреда Юржиковского. Его работы были индивидуальными по стилю и не особенно польскими по характеру.
Палестер родился в Снятыни, Польша, в 1907 году. В возрасте семи лет он начал учиться игре на фортепиано и двенадцать учился в Музыкальном институте в Кракове. В 1925 году он начал изучать историю искусств в Варшавском университете. Палестер окончил Варшавскую консерваторию по специальности теория музыки и композиции в 1931 году, обучаясь у Казимежа Сикорского. Его первое признание пришло в 1932 году, когда его «Псалом V для баритона, хора и оркестра» был удостоен первого места на конкурсе Ассоциации певческих обществ.
Палестер много путешествовал в течение своей жизни и некоторое время жил в Варшаве, Париже и Мюнхене. Он откровенно высказывался по политическим вопросам и во время Второй мировой войны был ненадолго заключен в варшавскую тюрьму Павяк. Однако его репутация восстановилась, и к концу 1940-х годов он был широко признан одним из величайших композиторов Польши, наряду с Гражиной Бацевич и Анджеем Пануфником. Находясь в Мюнхене, Палестер работал на Radio Free Europe, возглавляя отдел польской культуры и ведущий сериала «Музыка отменяет границы». Как резко антикоммунистическая позиция станции, так и его собственный отказ принять принципы соцреализма привели к изгнанию Палестера из Польши, и коммунистические чиновники удалили его имя и партитуры из официальных публикаций и запретили публичные выступления. его работы. Он продолжал сочинять за границей, и с середины 1950-х годов Палестер экспериментировал с двенадцатитонным сериализмом. В 1963 году он завершил то, что было описано как его величайшее произведение, «mierć Don Juana» («Смерть дона Хуана»).
Хотя его сочинения были высоко оценены по всей Европе, только в конце 1970-х гг. сняли цензурный запрет на его работы. В последние годы музыка Палестера в значительной степени выпала из поля зрения публики, отчасти из-за его эмиграции во Францию в раннем возрасте. Он по-прежнему пользуется большим уважением среди специалистов, но до сих пор ни одно возрождение его работы не привлекло внимание большинства. В 1999 г. Зофия Гельман написала монографию о своем творчестве, пытаясь восстановить положение Палестера как значительного современного польского композитора. Описывая индивидуальность Палестера, Хельман писал, что он был примером «нового композиционного мышления, отличного не только от музыкальной продукции начала 1950-х годов, отягощенной идеологией социалистического реализма, но и от автономного неоклассического течения, которое оставалось доминирующим среди польских композиторов. ".