Право (законодательная) инициативы является конституционно определенными мощностями, чтобы предложить новый закон ( законопроект ).
Право инициативы обычно принадлежит парламентам, которые в большинстве стран имеют право вносить законопроекты самостоятельно или совместно с правительством.
В парламентских системах, как правило, и правительство (исполнительная власть), и парламент обладают законодательной инициативой, но она также может быть ограничена правительством и нижней палатой парламента или даже только правительством.
В президентских системах законодательная инициатива обычно принадлежит только законодательной власти, например, в Соединенных Штатах. Это, однако, не мешает исполнительной власти предлагать своим сторонникам в законодательном органе принять определенные законы.
Во Франции, счета министров называются проектами законов и законопроекты парламента называются предложения права.
Во Франции законопроекты предлагает правительство. Один из министров предлагает законопроект тем, кого интересует его или ее заявление. Затем, если разные министры соглашаются, законопроект направляется в генеральный секретарь правительства, а затем в Государственный совет, Совет министров, парламент и т. Д.... Государственный совет (а иногда и Конституционный совет) Совет ) обязан консультировать правительство по проектам закона.
Любой депутат может предложить закон в парламент. Законодательные предложения, в отличие от законопроектов, могут быть отклонены напрямую, если они не увеличивают государственные расходы.
Оба типа законопроектов могут быть сначала внесены либо в Сенат, либо в Национальное собрание.
Только 10% принятых законов предлагаются членами парламента. Это главным образом связано с тем, что у правительства есть несколько средств для ограничения полномочий парламента: правительство определяет большую часть повестки дня обеих палат, и правительство может при определенных условиях препятствовать изменению парламентом своих текстов.
Законодательная инициатива парламента имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Основная критика заключается в том, что лобби могло убедить парламент удовлетворить их, прежде чем другие граждане. С другой стороны, законодательная инициатива - лучший способ для парламента защитить себя от возможных посягательств на его власть.
Европейская комиссия имеет монополию законодательной инициативы, в то время как во многих парламентских системах существует механизм, в рамках которой члены парламента могут вносить законопроекты. Он варьируется от незначительного в парламенте Великобритании (см. Законопроекты о частных членах в парламенте Соединенного Королевства ) до весьма значительного в Конгрессе США. В большинстве парламентов способность членов вносить законопроекты на практике сильно ограничена. В соответствии с Маастрихтским договором, усиленным Лиссабонским договором, Европейский парламент имеет косвенное право законодательной инициативы, которое позволяет ему просить Комиссию представить предложение, хотя для отклонения запроса Комиссии нужно только «проинформировать Европейский парламент о причины ». Государства-члены также имеют косвенное право законодательной инициативы в отношении Общей внешней политики и политики безопасности. Более 80% всех предложений Комиссии изначально были запрошены другими органами.
Некоторые политики, в том числе Жан-Пьер Шевенман и Доминик Стросс-Кан, считают, что монополия Комиссии на законодательную инициативу препятствует возникновению или развитию реальных демократических дебатов.
Граждане также имеют законодательную инициативу в ЕС в рамках процедуры Европейской гражданской инициативы, в рамках которой необходимо получить не менее миллиона подписей граждан ЕС как минимум в четверти стран-членов ЕС.