Ричард Артур Воллхейм (5 мая 1923 - 4 ноября 2003) был британским философом, известным своей оригинальной работой над разумом и эмоциями, особенно в том, что касается изобразительного искусства, в частности живописи. Воллхейм был президентом Британского общества эстетиков с 1992 года до своей смерти в 2003 году.
Сын актрисы и театрального импресарио, Уоллхейм посещал Вестминстерскую школу в Лондоне и Баллиол-колледж в Оксфорде (1941–192, 1945–198), прерванный активной военной службой во время Второй мировой войны. В 1949 году он получил первый диплом по философии, политике и экономике и начал преподавать в Университетском колледже Лондона, где с 1963 по 1982 год стал профессором разума и логики Гроте и заведующим кафедрой., в Колумбийском университете (1982–85), а затем в Калифорнийском университете в Беркли (1985–2002). В 1998–2002 годах он возглавлял департамент Калифорнийского университета в Беркли. После выхода на пенсию из Беркли он некоторое время работал приглашенным лектором в Баллиол-колледже. Кроме того, он занимал приглашенные должности в Гарвардском университете, Университете Миннесоты, аспирантуре, CUNY, Калифорнийском университете в Дэвисе и других местах. Уоллхейм прочитал несколько выдающихся серий лекций, в первую очередь лекций Эндрю М. Меллона по изящным искусствам в Национальной галерее искусств, Вашингтон, округ Колумбия (1984), опубликованных под названием « Живопись как искусство».
В 1962 году он опубликовал статью «Парадокс в теории демократии», в которой Уоллхейм утверждал, что сторонник демократии сталкивается с противоречием при голосовании. С одной стороны, он хочет, чтобы победила определенная партия или кандидат, но с другой стороны, он хочет, чтобы победил тот, кто наберет наибольшее количество голосов. Это стало известно как парадокс Воллхейма.
Его « Искусство и его предметы» были одним из самых влиятельных текстов двадцатого века по философской эстетике на английском языке. В эссе 1965 года « Минимальное искусство » он, кажется, придумал эту фразу, хотя ее значение в конечном итоге изменилось. Помимо работ по философии искусства, Волльхейм был известен своими философскими трактовками глубинной психологии, особенно Зигмунда Фрейда. Его посмертно опубликованная автобиография юности « Микробы: воспоминания детства» с дополнительными эссе раскрывает многое о его семейном происхождении и его жизни вплоть до раннего зрелого возраста, обеспечивая ценный материал для понимания его интересов и чувствительности.
Воллхейм женился на Анне Барбаре Дениз (1920-2004), дочери подполковника Джорджа Пауэлла из гренадерской гвардии, после развода со своим первым мужем, литературным критиком Филипом Тойнби.
Для получения обширной библиографии публикаций Ричарда Воллхейма профессионального библиографа посетите сайт Эдди Егиаяна UC-Irvine. См. Также список Philweb.
Примечание: учитывая его уникальный ум, индивидуальность и особый стиль письма, а также его любопытство и общительность, многие публикации Ричарда Воллхейма не относятся к академическим категориям. Помимо книг, он опубликовал множество статей в журналах и редактировал сборники, книжные обзоры и каталоги галерей для выставок. Он также оставил рукописные рукописи, письма и записи своих бесед.