Восстание Альпухаррас (1568–71)

редактировать
Восстание Альпухаррас (1568–71)
Rebelión de Las Alpujarras.png. Основные центры восстания Мориско
Дата24 декабря 1568 г. - март 1571 г.
МестоположениеАльпухаррас, Королевство Гранада, Корона Кастилии
Результат

Победа Испании

  • Массовое изгнание большинства мусульман в Гранаду.
  • Переселение Гранады с католическими поселенцами.
Воюющие стороны
Испания

Мусульмане Гранады

При поддержке Османская империя
Командиры и лидеры
Филипп II. Дон Иоанн Австрийский. Маркиз Мондехар. Маркиз Лос Велес. Герцог Сесса Абен Хумейя
Сила
2200 (изначально). 20,000 (1570)4000 (изначально). 25000 (1570)

восстание Альпухарров в 1568–71, иногда Война Альпухарров или Восстание Мориско, было вторым подобным восстанием против кастильской короны в горном районе. us регион Альпухарра. Мятежниками были мориски, номинально католические потомки мудехаров (мусульман под властью Кастилии) после первого восстания Альпухаррас (1499–1501).

к 1250 году. Реконкиста Испании католическими силами оставила только Эмират Гранада на юге Испании. В 1491 Гранада город перешел к «католическим монархам » - Изабелле I Кастильской и Фердинанду II Арагонской - и по условиям После капитуляции весь регион с мусульманским большинством перешел под христианское правление.

Однако мусульманские жители города вскоре восстали против христианского правления в 1499 году, за которым последовали горные деревни: это восстание было подавлено в 1501 году. Мусульмане, находившиеся под христианским правлением (до этого известные как мудехары), были вынуждены принять христианство, став номинально католическим населением, известным как «морискос ».

Недовольство среди новых «мориско» привело ко второму восстанию под предводительством мориско, известного как Абен Хумейя, которое началось в декабре 1568 года и продолжалось до марта 1571 года. Этот жестокий конфликт произошел в основном в горном районе Альпухарра. на южных склонах Сьерра-Невады между городом Гранадой и средиземноморским побережьем, и часто известна как Война Альпухаррас.

Большая часть населения Мориско была изгнана из Королевства Гранады и был рассредоточен по всему Королевству Кастилия (современные Кастилия, Эстремадура и Андалусия). Поскольку в результате этого многие более мелкие поселения в Гранаде почти опустели, католические поселенцы были привезены из других частей страны, чтобы заселить их.

Содержание
  • 1 Общие сведения
    • 1.1 Падение Гранады и мусульманские восстания 1499–1501 гг.
    • 1.2 Причины второго восстания
  • 2 Восстание 1568–71 годов (Война Альпухарр)
    • 2.1 Первая фаза
    • 2.2 Вторая фаза
    • 2.3 Третья фаза
    • 2.4 Четвертая фаза
  • 3 Масштабы восстания
  • 4 Рассеивание и переселение
  • 5 Примечания
  • 6 Ссылки
  • 7 Дополнительная литература
История вопроса

Падение Гранады и мусульманские восстания 1499–1501 гг.

Принудительное обращение в веру при Франсиско Хименес де Сиснерос было одной из основных причин восстаний.

Королевство Гранада было последним государством в Испании, управляемым мусульманами. После длительной осады город Гранада пал перед католическими монархами Фердинандом и Изабеллой в 1492 году. Мусульманское население изначально терпимо в соответствии с условиями Гранадского договора : им было разрешено оставаться в своих жилища, которые будут оцениваться в соответствии с их собственными законами и не будут обязаны переходить в христианство.

Однако они действительно подверглись давлению, и растущее недовольство привело к восстанию в 1499 году в городе Гранада, быстро подавили, и в следующем году еще два серьезных восстания в горных деревнях Альпухарры - региона ниже Сьерра-Невады. Сам Фердинанд привел армию в этот район. Были также восстания в западных частях Королевства. Подавление со стороны католических сил было жестоким, наиболее жестокий эпизод произошел в Лаухар-де-Андаракс, где двести мусульман были сожжены в местной мечети.

Это восстание позволило католикам заявить, что мусульмане нарушили условия Гранадского договора, который поэтому был отозван. Теперь во всем регионе мусульмане были вынуждены выбирать между обращением в христианство или изгнанием. Подавляющее большинство выбрало обращение и стало известно как «Moriscos » или «Новые христиане», хотя многие продолжали говорить на андалузском арабском языке и придерживаться своих мавританских обычаев.

Причины второго восстания

В 1526 г. Карл V (Карл I Испанский) издал указ, согласно которому законы против ереси (например, мусульманские обычаи «новых христиан») строго соблюдались; среди прочих ограничений, запрещалось использование арабского языка и ношение мавританской одежды. Мориско удалось приостановить это действие на сорок лет, заплатив крупную сумму (80 000 дукадо).

Поскольку теперь все оставшиеся мавры официально были христианами («мориски»), мечети могли быть разрушены или превращены в церкви.. Дальнейшего объяснения христианства было мало или вообще не было: действительно, сами священники в большинстве своем были слишком невежественны, чтобы делать это. С другой стороны, они наказали Мориско, который не участвовал в воскресной мессе; Морискос должен был выучить на латыни Молитву Господню, Ave Maria, Кредо и Десять Заповедей; детей нужно было крестить, а брак - по христианским обрядам. Неизбежно нарастало напряжение.

Семья Мориско, гуляющая по деревне, с картины Кристофа Вейдица, 1529.

Архиепископ Гранады, убежденный, что мориско сохраняют свои обычаи и традиции и никогда не станут настоящими христианами, призвал 1565 г. - синод епископов королевства Гранада. Было решено, что политика убеждения должна быть заменена политикой репрессий и что теперь должны применяться меры 1526 года. Это означало запрещение всех отличительных обрядов мориско: языка, одежды, общественных бань, религиозных церемоний и т. Д. Более того, в каждом месте, где жили мориски, должна была быть по крайней мере дюжина «старых христиан» (т.е. не тех, кто предположительно был обращен) быть установленным; Дома Мориско следует проверять по пятницам, субботам и в праздничные дни, чтобы убедиться, что они не практикуют коранические обряды; следует внимательно следить за главами домохозяйств, чтобы убедиться, что они подают хороший пример; их сыновья должны быть доставлены в Старую Кастилию за счет родителей, чтобы они вырастили, изучая христианские обычаи и забывая об их происхождении.

Филипп II, ставший королем в 1556 году, дал свое одобрение: Результатом стала Pragmatica от 1 января 1567 года. Мориски пытались договориться о ее приостановлении, как в 1526 году, но этот король был непреклонен. Лидер мориско, Франсиско Нуньес Мулей, выступил с заявлением, протестуя против несправедливости, совершенной в отношении мориско: «День ото дня наше положение ухудшается, мы подвергаемся всякому жестокому обращению; и это делают судьи и официальные лица… Как люди могут быть лишены их собственный язык, на котором они родились и выросли? В Египте, Сирии, на Мальте и в других местах есть такие люди, как мы, которые говорят, читают и пишут по-арабски, и они такие же христиане, как мы ». Американский историк Генри Чарльз Ли писал: «Пути мориско разошлись; у них не было среднего пути, и у них была открытая альтернатива - подчинение или восстание».

Когда их апелляции стали неуспешными. Очевидно, Гранадские мориски начали готовиться к восстанию, проводя тайные собрания в мавританском квартале Альбайсин. Власти арестовали Мориско, который, по их мнению, мог участвовать в заговоре; они также планировали изгнать морисков из Королевства и заменить их «старыми христианами» (то есть не новообращенными). После года бесплодных переговоров в 1568 году лидеры Мориско решили взяться за оружие.

Восстание 1568–1571 годов (Война Альпухарров)

В месяцы после публикации Pragmatica on 1 января 1567 года мориски начали готовить восстание. Оружие, мука, масло и другие продукты хранились в пещерах, которые были недоступны и безопасны на шесть лет.

Основные лидеры, в том числе некоторые из Альпухарры, проводили собрания в частных домах в Альбайсине, и оттуда отдавали свои приказы.

На собрании 17 сентября 1568 г. было предложено избрать вождя, который возглавит восстание. Восстание началось в канун Рождества в деревне Безнар в долине Лекрин, когда королем был назван Эрнандо де Кордоба-и-Валор: на торжественной церемонии они облачили его в пурпур в соответствии со старым ритуалом для королей Гранады и многих богатых. Пришел Мориско в черной одежде. Он был выбран потому, что происходил из рода халифов Кордовы, Омей, и поэтому взял мавританское имя Абен Хумейя (или «Омейя»). Этому примеру последовали и многие другие места в тахасах (районах) Орджива, Покейра, Джувилес и других деревень Мориско в Альпухарре.

Первое выступление повстанцев произошло в городе Гранада: его возглавил «великий визирь» Абена Хумейи, Фаракс Абен Фаракс, который в ту же ночь 24–25 декабря вошел в Альбайсин (мавританский квартал) с группой monfíes - преступников, которые по тем или иным причинам покинули деревни и бродили по горам. Его целью было убедить жителей Мориско присоединиться к восстанию, но он не добился большого успеха - за ним последовали всего несколько сотен. Этот провал в столице оказал решающее влияние на ход кампании во всем Королевстве Гранада.

Восстание приняло фанатичный характер, с пытками и убийствами священников и ризников, разрушением и профанацией церкви. В этом большую роль сыграли банды монфеев.

Первая фаза

Испанскую кампанию возглавил маркиз де Мондехар на западе Альпухарры и маркиз де лос Велес на востоке.. Мондехар, прибывший из Гранады в январе 1569 года, добился быстрого успеха на местности, которая должна была благоприятствовать защитникам. Он преодолел первое естественное препятствие - мост в Таблате, который мавры частично разрушили - и достиг Ордживы вовремя, чтобы спасти христиан, удерживаемых в башне.

Мост Таблате

Первый крупный мост. Битва произошла в долине реки к востоку от Ордживы, где мавры потерпели поражение. Затем передовой отряд сумел пересечь узкое ущелье (рисунок) и подняться по крутому склону горы, чтобы добраться до деревни Бубион в долине Покейра, где Абен Хумейя разместил свой штаб и У мавров хранилось оборудование и ценности. Вскоре к ним присоединились маркиз и основная часть его армии, выбрав более длинный, но безопасный маршрут.

Подход к долине Покейра

В следующие несколько дней армия пересекла горы и снова спустилась на Португос и Питрес. освобождение христианских пленников в церквях. Оттуда был открыт путь к деревням дальше на восток.

Американский историк Генри Чарльз Ли писал о «короткой, но блестящей кампании Мондехара... Через сильные снегопады и сильные холода и над почти недоступными горами он сражался после битва, не давая врагу передышки и используя каждое полученное преимущество. Мориско быстро упали духом и искали условия капитуляции... К середине февраля [1569] восстание было практически подавлено. Абен Хумейя был странником, днем ​​скрывался в пещерах и ищут ночлега в домах, у которых есть поручительские письма ».

Действительно, в Португосе некоторые мавританские лидеры пытались договориться об условиях капитуляции с Мондехаром, который ответил, что он заступится за короля Филиппа, но что в тем временем наказание повстанцев должно продолжаться. Если он и доложил королю, это не принесло ему никакой пользы, так как это усилило обвинения в неуместном милосердии. Фактически, христианская кампания была скомпрометирована давней враждой между двумя командирами, и это разжигалось канцелярией в Гранаде, которая несколько раз направляла жалобы на Мондехара королю Филиппу.

Последующая кампания был отмечен крайностями, совершаемыми войсками: это была не дисциплинированная армия, а состояла в основном из необученных добровольцев, которым не платили, а рассчитывали на добычу, которую они могли собрать. Летописец Перес де Хита писал, что половина из них были «худшими негодяями в мире, движимыми только желанием украсть, разграбить и разрушить деревни Мориско».

Было также много актов мести со стороны Мориско против «старохристиан». Некоторых священников сдирали живьем, напоминая об их суровости по отношению к тем, кто не посещал мессу, к женщинам, которые не открывали свое лицо, и в целом к ​​тем, кто продолжал практиковать свои старые обряды. Церкви систематически поджигались и грабили; так же и дома священников и дома христиан в целом.

Обе стороны продали в рабство многих из своих пленников. Мориски продавали христиан купцам из Северной Африки в обмен на оружие. Со своей стороны, те, кого захватили в плен христианские солдаты, особенно женщины, рассматривались как военная добыча, и они имели право оставить выручку себе, поскольку корона отказывалось от пятой части выручки, которая обычно причиталась. Начальники и офицеры тоже брали пленных, в том числе детей. Сама Корона выиграла от продажи рабов, как в случае со многими маврами из несовершеннолетних, которые были проданы на рынке в Гранаде в пользу короля.

Вторая фаза

<90 Это продолжалось с марта 1569 года по январь 1570 года. Теперь инициатива принадлежала повстанцам Мориско, которые получили поддержку, поскольку города на равнине и в других местах присоединились к восстанию. Таким образом, их число увеличилось с 4000 в 1569 году до 25000 в 1570 году, включая некоторых берберов и турок. Их тактика заключалась в том, чтобы устроить засаду на своих противников, избегая боя на открытой местности, полагаясь на свое знание сложного ландшафта гор и занимая высоты, с которых они могли начать смелые атаки.

Испанский флот был призван для подкрепления армии и защиты побережья Гранады от османских подкреплений из Северной Африки.

Третий этап

Это началось в 1570 году. после того, как король Филипп освободил маркиза Мондехара от своего командования и назначил на его место своего сводного брата, дона Иоанна Австрийского, чтобы взять на себя общее командование, и маркиза Лос Велеса для проведения операций в восточной части королевства.

Дон Хуан де Австрия, Хуан Пантоха де ла Крус.

Леа описывает Велеса как «амбициозного, высокомерного и самоуверенного... Он бросился в войну и не справлялся с ней на каждом шагу, но он был фаворитом короля, который поддерживал его во всем... Были сделаны большие приготовления, чтобы дать Дону Иоанну силу, соответствующую его достоинству и которая должна была быстро подавить всякое сопротивление. Города и города были вызваны для предоставления своих квот, а испанцы послу в Риме было приказано доставить итальянские галеры в Испанию, чтобы помочь своей эскадре в охране побережья и перехвате помощи из Африки, а также для переброски неаполитанского батальона численностью около трех тысяч человек.

Это была крупная мобилизация для борьбы с восстанием горцев, без военной подготовки и организации, и плохо оснащенных оружием. Но король Филипп был одержим своими проблемами за границей и явно чувствовал, что должен устранить эту проблему прямо у себя на пороге. Османский флот совершал набег на испанское побережье и в 1558 году захватил Балеарские острова. В Испанских Нидерландах проповеди кальвинистских лидеров привели к беспорядкам в 1566 году и к открытой войне. в 1568 году: Филипп не хотел неприятностей на своем заднем дворе. Более того, как и католические лидеры по всей Европе, он был полон решимости искоренить «ересь» всех видов, а мавры к настоящему времени были официально классифицированы как еретики.

Дон Джон прибыл в Гранаду в апреле 1569 года. Возвращаясь к рассказу Ли: «Противоречивые мнения привели к продолжительным дискуссиям, в ходе которых ничего не было сделано; кампания развалилась; умиротворенные Мориски, доведенные до отчаяния отводом Мондехар отослал свои гарантии и отозвал свои клятвы верности и вместе с ними отправился во многие места, которые ранее оставались верными... Гранада была фактически осаждена, поскольку Мориско опустошили Вегу [равнину] до самых ворот... Восстание, которое имело место до сих пор. были ограничены Альпухаррасом и Сьерра-Невада, простирались с одной стороны до горы Альмерия, а с другой - до гор Малага. Вся земля была охвачена пламенем, и казалось, что сила Испании была недостаточна для тушения пожара ».

Во время нападения на Альбунуэлас испанские войска убили всех мужчин, которые не убежали, и вернули полторы тысячи женщин и детей, которые были разделены между солдатами в качестве рабов. В октябре того же года король объявил «войну огня и крови» (una guerra a fuego y a sangre) - это уже не просто вопрос наказания за восстание. Он также дал солдатам полную свободу действий (campo franco), чтобы они могли взять любую добычу, которую они могли найти, будь то рабов, скот или собственность.

В январе 1570 года дон Джон начал свою новую кампанию с силами в 12 000 человек; другой контингент во главе с герцогом Сессой имел 8000 пеших и 350 конных. В апреле 1570 года в районе Питрес-Покейра возобновились боевые действия. По мере того, как кампания продолжалась и деревни были захвачены, католические силы были значительно сокращены из-за дезертирства.

10 февраля, после двухмесячной осады, дон Хуан захватил Галеру и приказал ее уничтожить; в марте он принял Серон; В конце апреля он направился в Альпухарру, где разместил свой штаб в Падуле. Там к нему присоединилась вторая армия под командованием герцога Сессы, которая покинула Гранаду в феврале и пересекла Альпухарру с запада на восток. В то же время третья армия прибыла из Антекеры, чтобы в начале марта достичь горы Бентомис, другого очага восстания.

Четвертая фаза

Это продолжалось с апреля 1570 года. до весны 1571 года. Католические силы были значительно усилены пехотой и кавалерией. Под предводительством Дона Джона и герцога Сессы они начали новую кампанию, вторгаясь в Альпухарру, разрушая дома и посевы, предавая мужчин мечу и взяв в плен всех женщин, детей и пожилых людей, которых они встречали на своем пути. «Испания напрягла все нервы и собрала превосходящие силы, чтобы выполнить то, что Мондехар сделал с несколькими тысячами человек двенадцатью месяцами ранее».

В мае король Абен Абу (который убил Абена Хумейю и взял его место), наконец, принял условия капитуляции, согласно которым тем, кто сдавался и сдавал свое оружие, были спасены жизни. Но когда появились некоторые берберы с рассказами о большом подкреплении на пути, Абен Абу решил продолжить бой. Сообщения здесь запутаны: некоторые говорят, что три галеры, только что прибывшие из Алжира с оружием, боеприпасами и продовольствием, повернули назад, потому что услышали, что Абу сдавался. Как бы то ни было, такая помощь не достигла повстанцев, но католикам был предоставлен предлог для возобновления боевых действий: «Сьерра в сентябре 1570 года подверглась одновременному нападению с обоих концов с войной безжалостного опустошения, уничтожившей все урожаи, убив всех. мужчин и тысячи женщин и детей в качестве рабов. Те немногие пленные, которые были взяты в плен, были казнены или отправлены на галеры ».

Это наступление королевских войск открыло брешь между теми из морисков, которые хотели Продолжают борьбу и те, кто выступал за поиск условий капитуляции. В мае после встречи в Андараксе многие повстанцы бежали в Северную Африку. Вскоре после этого по приказу Абен Абу был казнен лидер сторонников капитуляции Эрнандо эль-Хабаки.

Хотя с октября 1570 года многие мориски сдались, несколько тысяч продолжали сражаться. Большинство из них укрылись в пещерах, но многие из них умерли от удушья, когда христианские войска зажгли костры у входов.

В 1571 году Иоанну Австрийскому наконец удалось подавить восстание в Альпухарре. Последние повстанцы, потеряв крепость Джувилес, были убиты в своих пещерах: среди них Абен Абу, которого зарезали его собственные последователи в пещере недалеко от Берчула. Затем сопротивление рухнуло.

Диего Уртадо де Мендоса - более просвещенный из современных испанских источников - сделал горький комментарий: «День за днем ​​мы сражались с нашими врагами, на морозе или в жару, голодные, без боеприпасов, мы постоянно страдали от ран и смертей, пока не смогли противостоять нашим врагам: воинственное племя, хорошо вооруженное и уверенное в благоприятной для них местности. В конце концов они были изгнаны из своих домов и владений; мужчин и женщин сковали цепями; захваченных детей продали предложивший самую высокую цену или унесенный в отдаленные места... Это была сомнительная победа с такими последствиями, что можно было сомневаться, были ли те, кого Бог желал наказать, мы или враг ".

Масштабы восстания

Когда началось восстание, в Королевстве Гранада насчитывалось всего 150 000 жителей, большинство из которых были мориски. Точное число восставших неизвестно, но послы Франции и Генуэзской республики при дворе Мадрида подсчитали, что в январе 1569 г. было 4000 повстанцев, а к весне 1570 г. - 25000, из которых около 4000 были турками или берберами с севера. Африка, которая пришла поддержать восстание.

С другой стороны, королевская армия вначале имела 2000 пехотинцев и 200 кавалеристов под командованием маркиза де Мондехара. Это число существенно увеличилось, когда дон Джон взял на себя ответственность: при осаде Галеры у него было 12000 человек, в то время как герцог Сесса одновременно командовал от 8000 до 10000 человек.

С самого начала в Альпухарре, восстание распространилось на равнины и другие горные районы на окраинах Королевства. Особенно драматичный конфликт произошел на хребте (пенон) над Фрихилианой, в Axarquia, где собрались целые семьи Морисков со всех концов: осада длилась с июня 1569 года по сентябрь, когда с моря было введено испанское подкрепление. Мориски, живущие в городах, включая столицу, Альмерию, Малагу, Гуадикс, Базу и Мотрил, и прилегающие к ним районы не принимали участия в восстании, хотя и сочувствовали ему.

Это отличное отношение к восстанию. города можно объяснить присутствием большего числа «старохристиан» и лучшей интеграцией мориско в эти общины. С другой стороны, в Альпухарре и других регионах, где вспыхнуло восстание, были деревни, где единственным «старым христианином» был приходской священник.

Расселение и переселение

После подавление восстания, значительная часть населения Мориско была изгнана из бывшего Королевства Гранады. Сначала их собрали и держали в церквях, затем в суровых зимних условиях, с небольшим количеством еды, их вели пешком группами в сопровождении солдат; многие погибли в пути. Многие отправились в Кордову, другие - в Толедо и даже в Леон. Те из региона Альмерия были доставлены на галерах в Севилью. Общее число изгнанных оценивается примерно в 80 000 человек, или примерно половина морисков Гранады.

Депортация означала резкое сокращение населения, на компенсацию которого ушли десятилетия; они также вызвали крах экономики, учитывая, что Мориско были ее основным двигателем. Кроме того, многие поля оставались необработанными, сады и мастерские были разрушены во время боевых действий.

Испанская администрация заложила основу для восстановления населения еще в 1571 году. Земля, оставшаяся свободной после изгнания Мориско, будет поделена; поселенцев будет поддерживать, пока их земля не начнет приносить плоды. Общая земля будет сохранена; будут отремонтированы acequias (ирригационные каналы) и водохранилища; пружины предназначены для общего пользования; будут предоставлены пастбища для скота; Были обещаны различные фискальные преимущества. Поселенцев гарантировали хлебом и мукой, семенами для посевов, одеждой, материалом для обработки земли, а также волами, лошадьми и мулами. Существовали различные налоговые льготы.

Libro de apeos, хранящаяся в ратуше Бубион. Типичная деревня Альпухарран с. Со времен мавров он немного расширился, но сохранил оригинальные черты - узкие улочки, плоские крыши, дымовые трубы типа «котелок». Церковь находится на месте бывшей мечети.

Власти Гранады отправили чиновников на поиски кандидатов даже из Галисии и Астурии, а также из горных районов Бургоса и Леона. Процесс был трудным, медленным и дорогим. Больше всего было из западной Андалусии, но они также прибыли из Галисии, Кастилии, Валенсии и Мерсии.

Реестр собственности (Libro de Apeos) деревень долины Покейра - типичной для Альпухарры в целом - предоставляет обширную информацию. Он сообщает нам, что было 23 поселенца в Бубьоне плюс 5 в Альгуастаре (позже слились с Бубьоном), 29 в Капилейре, 13 в Пампанейре. Из тех, кто жил в Бубьоне, девять были из Галисии; пятеро уже жили в деревне, в том числе три вдовы, два члена духовенства и первый мэр (Кристобаль де Каньябате, мориско, обращение которого, по-видимому, считалось искренним). Libro de Apeos дал все имена, некоторые из которых до сих пор не найдены.

Распределение земли началось в сентябре 1571 года: большинство поселенцев получили определенное количество орошаемых земель, виноградников, яиц тутового шелкопряда, а также фруктовых, ореховых и каштановых деревьев. Зерновые и оливковые мельницы должны были оставаться в государственной собственности в течение шести лет. Три работающие зерновые мельницы и четыре нуждающиеся в ремонте были приписаны двум жителям Пампанейры. Об этих грантах было официально объявлено на собрании на площади Бубион 28 июня 1573 года, после чего поселенцы могли начать размечать свои земли и обрабатывать их.

Их жизнь была непростой. Дома находились в плохом состоянии, оросительные каналы (acequias) были повреждены, домашний скот почти исчез (среди апеосов не упоминается). Те, кто приехал из других регионов, не имели опыта ведения сельского хозяйства в горах; многие сдались. К 1574 году в Покейре осталось всего 59 семей из первоначальных 70.

Программа переселения так и не восстановила численность населения Альпухарры до его прежнего уровня. До Реконкисты население Альпухарры, вероятно, составляло около сорока тысяч человек, в основном мавров с некоторыми «старыми христианами». Война 1568–1571 годов и последующее изгнание оставила лишь горстку обращенных мавров («новых христиан»): их насчитывалось чуть более двухсот семей во всей Альпухарре и всего семь в Покейре.

Число христианских поселенцев, которые действительно остались в Альпуджарре, составляло около семи тысяч. Многие из них были одинокими или приехали с небольшой семьей, тогда как мавританские семьи в среднем насчитывали пять или шесть человек, что до восстания составляло около сорока тысяч человек. Постепенно семьи поселенцев увеличивались, доведя население до двенадцати тысяч по переписи 1591 года. Но затем произошла вспышка чумы, нашествие саранчи из Африки и последовательные годы засухи со значительным сокращением урожая. Население резко сократилось и медленно восстанавливалось.

Некоторые деревни были заброшены. В Покейре, крошечной деревушке Альгуастар, упомянутой выше, к концу 16 века (вероятно, из-за чумы) обезлюдели. Как правило, поселенцы сохранили дома в таком виде, в каком они их нашли, и при строительстве копировали тот же стиль с плоской крышей. Мечети были разрушены или превращены в церкви; башни заменили минареты.

Между 1609 и 1614 годами испанская корона предприняла изгнание морисков со всей Испании. Около половины морисков Гранады остались в регионе после разгона; только 2000 человек были изгнаны из города Гранады, многие из них оставались смешанными со старыми христианами, которые были менее враждебны по отношению к ним, чем в других регионах Испании (особенно Валенсия).

Примечания
Ссылки
Дополнительная литература

Есть три хорошо известных современных летописца, каждый из которых участвовал в кампании 1568–1571 годов:

  • МАРМОЛЬ КАРВАХАЛ, Луис дель: Historia del [sic] Rebelión у Кастиго-де-лос-Морискос-де-Рейно-де-Гранада. Написано вскоре после войны, но не опубликовано до 1600 г. Охватывает всю кампанию, хотя лично он не наблюдал за всем и даже не присутствовал на раннем этапе (его роль заключалась в том, чтобы управлять снабжением армии). Лучше всего ознакомиться с этой огромной книгой в столь же монументальном произведении Хавьера КАСТИЛЬО ФЕРНАНДЕСА: Entre Granada y el Magreb - Vida y obra de cronista Луис дель Мармол Карвахаль (1524–1600). University of Granada, 2016.
  • PÉRES DE HITA, Ginés: Guerras Civiles de Granada - менее полный, впервые опубликованный в двух частях, 1570 и 1595. Различные недавние издания доступны на английском языке.
  • УРТАДО ДЕ МЕНДОСА, Диего: Герра де Гранада, опубликовано посмертно в 1627 году. Доступно в Google Книгах.

Последующие сочинения о восстаниях Мориско происходят из этих трех основных источников, особенно из Мармола. Другой современный труд, гораздо менее известный, это:

  • МОНДЕЖАР, Маркиза де: Мемориал. Адресованный Филиппу II, это, должно быть, было написано вскоре после первого этапа войны, когда маркизы командовали испанской армией, но оно появилось только в 1878 году во французском томе, составленном Альфредом Морелем-Фатио. Теперь это электронная книга из Открытой библиотеки.

К сожалению, нет современных отчетов о войне в Альпухаррах с мавританской стороны.

ПОСЛЕДУЮЩИЕ РАБОТЫ НА ИСПАНСКОМ ЯЗЫКЕ:

  • CARO BAROJA, Julio: Los Moriscos de Reino de Granada (5-е изд. 2000 г.). ISBN 84-7090-076-5.
  • ДОМИНГЕС ОРТИС, Антонио и ВИНСЕНТ, Бернард: Historia de los Moriscos; vida y tragedia de una minoría (1993). ISBN 84-206-2415-2.
  • GARCÍA DE CORTÁZAR, Fernando: Atlas de Historia de España (2012). ISBN 978-84-0800-539-1.
  • ГАЛАН САНЧЕС, Анхель и ПЕЙНАНДО САНТАЭЛЬЯ: Hacienda regia y población en el Reino de Granada - La geografía morisca a comenzios del сигло XVI (1997).
  • FALCONES, Ildefonso: La Mano de Fatima (2011— ISBN 978-84-9908-691-0 ); Английский текст The Hand of Fatima (2011). Исторический роман, повествующий о восстании 1568-71 годов, во многом основан на цитированных выше первоисточниках. ISBN 978-0-552-77646-2.
  • KAMEN, Henry: La Inquisición Española – una revisión histórica (3rd edn. 2011) (also available in English – 4th edn. 1999). ISBN 978-84-9892-198-4.
  • SÁNCHEZ RAMOS, Valeriano: "La guerra de las Alpujarras (1568-1570)" in Historia del Reino de Granada vol. II "La época morisca y la repoblación (1502-1630), ed. Manuel Barrios Aguilera (2000).
  • VINCENT, Bernard: Sierra Nevada y su entorno (University of Granada, 1988).

WORKS IN ENGLISH

  • FLETCHER, Richard: Moorish Spain (1992, new edition 2001). ISBN 978-1-8421-2605-9.
  • FLORIAN, M.: A History of the Moors in Spain (French original around 1790, English translation of 1840 available in several e-book formats).
  • HARVEY, L.P.: Islamic Spain, 1250 to 1500 (1990), and Muslims in Spain, 1500 to 1614; takes into account many original sources, both Spanish and Arabic; ISBN 0-226-31962-8 and 0-226-31963-6. Harvey also contributed a chapter to The Legacy of Moorish Spain (see below) entitled "The political, social and cultural history of the Moriscos".
  • JAYYUSI, Salma Ishedra (editor): The Legacy of Moorish Spain (1992). A huge volume (1088 pages) consisting of essays by experts in various fields. Two of the contributors besides the edi tor are Arabs: an article on 'The political history of Al-Andalus' is written by Mahmoud MAKKI, a professor at Cairo University – and several of the other authors clearly know Arabic.
  • KAMEN, Henry: "Vicissitudes of a World Power, 1500-1700", in Spain—A History, ed. Raymond Carr (2000). ISBN 978-0198-206-194.
  • LEA, Henry Charles: The Moriscos of Spain (1901). A pioneering work, carefully documented from original Spanish sources. Republished 2001 by Goodword Books, New Delhi; also now from Internet Archive.
  • SMITH, Colin, MELVILLE, Charles and UBAYDLI, Ahmad: Christians and Moors in Spain (1988–92). A three-volume work, consisting of extracts from original sources in Latin, Spanish and Arabic, with comments by the editors. All are valuable, the third – on Arab sources – particularly so. ISBN 0-85668-410-4, 447-3, 449-X.
  • TRACY, Michael: Bubión – The story of an Alpujarran village (2nd edn. 2015), uses local sources to illustrate the experiences of a typical village in the Morisco revolt, its subsequent capture by Christian forces and repopulation by Christian settlers. ISBN 978-2-930590-05-9.
Последняя правка сделана 2021-06-03 10:14:09
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте