Портрет Людовика XIV

редактировать
Портрет Людовика XIV
Французский: Портрет Людовика XIV в священном костюме
Людовик XIV Французский.jpg
ХудожникГиацинт Риго
Год1701 (1701)
Среднийхолст, масло
Размеры277 см × 194 см (109 дюймов × 76 дюймов)
МестоположениеЛувр, Париж
ПрисоединениеИНВ 7492

Портрет Людовика XIV в коронационных мантиях был написан в 1701 году французским художником Гиацинтом Риго по заказу короля, который хотел удовлетворить желание своего внука Филиппа V, за его портрет. Людовик XIV держал его висеть в Версале. Этот портрет стал «официальным портретом» Людовика XIV.

Содержание
  • 1 Контекст
  • 2 Бытие
  • 3 Описание
  • 4 Копии
  • 5 Ссылки
  • 6 Источники
  • 7 Внешние ссылки
Контекст

После смерти короля Испании Карла II 18 ноября 1700 года Испания была окружена династическими амбициями других европейских держав, что привело к войне за престолонаследие. Воля испанского короля исключила любую идею разделения и поставила Филиппа, герцога Анжуйского, второго сына Великого дофина и внука Людовика XIV в авангарде законных претендентов на Корона. Будущий король Испании, желая забрать с собой образ своего деда, убедил Людовика XIV приказать Гиацинту Риго нарисовать то, что станет абсолютным изображением королевской власти и эталоном для будущих поколений:

Его репутация [ Риго] достиг короля, из-за портрета великого дофина, который он сделал в качестве командира при осаде Филипсбурга, он имел честь в 1700 году быть назначенным Его Величеством нарисовать Филиппа V, короля Испании, его внука., за несколько дней до его отъезда, чтобы завладеть своим королевством. Эта работа вдохновила короля Испании на просьбу к королю, своему деду, передать ему портрет, написанный той же рукой, что и Его Величество. Риго имел честь начать следующий год; и когда он был закончен, монарх нашел сходство настолько совершенным и так красиво украшенным, что приказал Риго сделать копию того же размера и отправить королю Испании вместо оригинала. Его Христианское Величество изображен стоя, одетый в королевскую одежду. Высота этой картины десять с половиной футов; он находится в Версале, в тронном зале, а изображение короля Испании находится в личной комнате Его Величества.

Таковы были заявления Гиацинта Риго через друга в автобиографии, которую он послал в Великий герцог Тосканы Козимо III в 1716 году. Эти утверждения подтверждаются упоминанием соответствующего платежа в бухгалтерских книгах художника в 1701 году: «Король и король Испании, а также копия. портрета Кинга того же размера, что и оригинал для его католического величества, всего 12 000 фунтов стерлингов », цена трех картин. Такая же плата взимается со счетов королевских построек на 16 сентября 1702 года: «Два больших портрета короля в полный рост, с маленьким эскизом для упомянутых портретов, а также один за портрет короля в полный рост. Испания ».

Бытие

Похоже, что Филипп V получил удовлетворение благодаря заступничеству мадам де Ментенон, которая в письме к герцогу Ноайскому от 11 марта 1701 г. писал:

«Я работаю, чтобы отправить ему портрет, который он приказал мне сделать. Вот два ужина, которые я возвращаю из Сен-Сира, чтобы заставить короля быть раскрашенным. Подагра пришла нам на помощь. Без этого мы не продержали бы его три или четыре часа »

Накануне маркиз де Данго оставил в своем дневнике свидетельские показания, подтверждающие заявления г-жи де Ментенон, описывающие начало картины Людовика XIV, написанной в уединении и предназначенной для включения позже в окончательную композицию:

"Четверг 10 мая [марта 1701 года] в Версале - у короля продолжается подагра, он был нарисован после обеда Риго, чтобы отправить свой портрет королю Испании, которому он обещал ему [...]. На следующий день работа фактически продолжалась: «Пятница, 11 в Версале - у короля подагра немного усилилась, и после проповеди, куда его отнесли, его отнесли обратно к мадам де Ментенон, где Риго работал над своим портретом.

3 сентября 1703 года в трогательном письме, которое он написал маркизе, Филипп V, в свою очередь, признался:

«Спасибо за заботу, которую вы проявили, чтобы доставить мне портрет короля, я с нетерпением жду... "

Размер и сложность композиции оправдали ожидания спонсоров и время, затраченное художником на завершение своей работы. Все свидетельствует о том, что Риго рисовал с натуры, завершая портрет, который так и не получил отправлено в Испанию.

В четверг, 19 января 1702 года, Риго ищет новую сессию, писал маркиз де Данго:

«Король, у которого не было советов соблюдать, хватило терпения раскрасить у мадам де Ментенон - Риго; он посылает этот портрет королю Испании, который настаивал на ".

". Портрет короля был выставлен в большой квартире Версаля ; Он исполнен королевской одежды. Это произведение М. Риго. Никогда еще портрет не был написан лучше и больше похож; Это видел весь двор, и все им восхищались. Произведение должно быть очень красивым и совершенным, чтобы вызывать всеобщие аплодисменты в месте, где царит хороший вкус и где не расточают похвалы. Его Величество обещал свой портрет королю Испании, хочет сдержать свое слово, передав ему оригинал, и г-н Риго должен сделать копию, которую желает весь двор ".

Людовик XIV, король Франции, этюд Гиацинта Риго, из которого он сделал Портрет Людовика XIV (1701) Musée Condé (Château de Chantilly )

Директор Королевских зданий заказал из мастерской художника количество копий (в различных формах для европейских дворов или провинциальных королевских диспансеров, например, заказанных Франсуа Стемаром) или гравюр, подтвержденных платежным поручением от 16 сентября 1702 года: «Сьеру Риго, рядовому художнику Короля за два больших портрета Короля в полном объеме, с эскизом меньшего из указанных портретов, а также за портрет Короля Испании в полный рост, сделанный им в текущем году, за 10 000 ливров ".

Пьер Древет был назначен для выполнения гравюр и получает "полную плату в размере пяти тысяч ливров за гравюру [sic], которую он сделал на портрете у подножия короля Людовика XIV, по словам г-на Риго, в 1714-1715 гг. "В этом Древе помогал рисунок, выполненный молодым Жаном- Марк Наттье и которому управляющий здания записывает платеж 20 августа 1713 г.:

«младшему сэру Наттье, живописцу, за рисунок портрета короля по Риго, который он скопировал на служить моделью для гравюры 1713 года, [...] 500 ливров »

Древет многим обязан работе Наттье, воссоздавшей картину Риго до мельчайших деталей, до предполагаемых размеров гравюры. Тем не менее, он немного расширил мраморную галерею на заднем плане - вариант, за которым последовал гравер. Нет сомнений в том, что Риго сам руководил работой Наттьера, поскольку рисунок предназначался для его друга Преве, а отец Марка, Натье Мариетт, считает работу Древет «тем, что [художник] сделал более значительным», и что она «выгравирована орден его христианского величества и Эстра помещен в его кабинет ". В 1733 году он отметил эту редкость в письме к Габбурри : «Со своей стороны я могу посоветовать вам приобрести портрет правящего короля и королевы, но тот, что выгравирован Древетом, получить очень трудно., и у меня он продается по цене более восьми ливров. Я могу получить его по умеренной цене, но я должен дать мне время ».

Описание

Подписано и датировано,« Окрашено Автор Гиацинт Риго в 1701 году "на основании колонны, поддерживающей богиню Справедливости, и с Фемидой, держащей в руке весы, этот огромный портрет представляет собой портрет пожилого человека. (63 года) Король, достигший вершины своей славы.

Риго выполнил лицо на небольшом прямоугольном холсте, впоследствии пришитым маленькими точками на более крупный холст, нарисованный с изображением фигуры и фона. Этот оригинал, находящийся сейчас в Лувре 3, из коронных коллекций, имеет реплику (теперь показанную в зале Аполлона Версальского дворца), также подписанную, хотя и немного других размеров, чем оригинал. Также копию можно найти в отеле Negresco. Король изображен стоящим в вертикальном положении на три четверти влево, с опущенной головой и ступнями в поле зрения; поза рассчитана на то, чтобы показать большую часть его личности. Король занимает центральное пространство картины, композиция которой построена из вертикальных линий (колонна, король, трон) и пирамиды, в которую вписывается государь, что создает возвышенное пространство. Драматизм сцены подчеркивается тяжелым драпированным занавесом, который традиционно означает, что король не появляется, а появляется. Слева расположен большой мраморный столб, традиционное воплощение силы со времен Возрождения (как символ стабильности, мировая ось, объединяющая земные и небесные силы). Массивный ствол покоится на стилобате , две видимые стороны которого украшены рельефами, изображающими две королевские добродетели: аллегории Справедливости (спереди) и силы (слева, очень трудно увидеть).

Стоя перед троном, обитым синей тканью и расшитым fleur de lys, помещенным высоко на помосте и под пурпурным (цвет силы и богатства с древних времен) шелковым балдахином, король олицетворяет величие выбора, потому что ему не нужно носить регалии (он некоронован, рука правосудия сидит на табурете, покрытом синей драпировкой Fleur de lys, скипетр его деда Генрих IV перевернут, как трость), за исключением меч Карла Великого, единственная опека которого видна. Ношение этого меча с коронационной мантией - очевидное несоответствие. Монарх одет в львиный парик и придворные одежды (кружевная рубашка и манжеты, парча рингрэйвы, туфли на красном каблуке, украшенные алмазными пряжками, и шелковые чулки на подвязках) носит ожерелье Ордена Святого. Дух и королевский плащ, прикрепленный высоко на плече, чтобы подчеркнуть бывшего танцора с мечом и его тонкие ноги, поскольку Людовик XIV настаивал на том, чтобы его черты были «истинными»

Копии

Копия этого портрета Работа Пьера Лежандра находится в библиотеке Дворца Рогана в Страсбурге, напротив портрета Людовика XV, тоже в священном костюме. Другая копия находится в Парижской обсерватории, между портретами Джованни Доменико Кассини и Урбена Леверье.

Ссылки
Источники
  • Шарль- Филипп де Шенневьер-Пуантель, Луи Этьен Дюссье, Поль Манц, Анатоль де Монтейгон, Эудор Сулье, Воспоминания о жизни и творчестве членов Королевской академии искусства и скульптуры, après les manuscrits conservés à l'école impériale des beaux-arts, vol. II, Париж, Société de l'histoire de l'art français, 1854
  • Antoine Joseph Dezallier d'Argenville, Abrégé de la vie des plus fameux peintres, avec leurs portraits gravés en taille-douce, les indications de Leurs Principaux Ovrages, Quelques réflexions sur leurs Caractères, et la manière de connoître les dessins des grands maîtres, vol. IV, Париж, Де Бюре, 1745
  • Фернан Энгеран, Inventaires des collections de la Couronne. Inventaire des tableaux commandés et achetés par la direction des bâtiments du roi (1709-1792), т. I, 1901, 463-464, 561, 620 стр.
  • Жюль Гиффри, Comptes des Bâtiments du Roi sous le règne de Louis XIV, 1664-1715, vol. V, Paris, 1881, 693, 697, 789, 876 p.
  • Charles Maumené, Louis d'Harcourt, Iconographie des rois de France, vol. V, Paris, Colin, 1931, 91-95, стр.
  • Анатоль де Монтейгон, Procès-verbaux de l'Académie Royale de Peinture et de Sculpture (1648-1793), опубликовано от Анатоля де Монтейгон д'Апрес ле registres originaux conservés à l'École des Beaux-Arts de Paris, Париж, Société de l'Histoire de l'art français, 1875-1892
  • Стефан Перро, Гиацинт Риго (1659-1743), le peintre des rois, Montpellier, Nouvelles Presses du Languedoc, 2004
  • Мириам Цикоунас, «De la gloire à l'étion, Людовик XIV в костюме священного парня Гиацинта Риго. », Sociétés Représentations, 2/2008 (№ 26), с. 57-70
  • Жозеф Роман, Le livre de raison du peintre Hyacinthe Rigaud, Paris, Laurens, 1919
Внешние ссылки
На Викискладе есть средства массовой информации, связанные с Людовиком XIV в коронации Одеяния Гиацинта Риго (1701).
Последняя правка сделана 2021-06-02 12:04:27
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте