Польский Гамлет. Портрет Александра Велопольского | |
---|---|
Польский: Hamlet polski. Портрет Александра Велопольского | |
Художник | Яцек Мальчевский |
Год | 1903 (1903) |
Средний | холст, масло |
Размеры | 100 см × 148 см (39 дюймов × 58 дюймов) |
Местонахождение | Национальный музей, Варшава |
Польский Гамлет. Портрет Александра Велопольского - это картина маслом Яцека Мальчевского 1903 года, изображающая аллегорического внука Александра Велопольского и два разных видения судьбы польского народа.
Находится в коллекции Национальный музей, Варшава.
Он был написан в 1903 году и является одним из самых известных произведений Мальчевского. На нем внук художника - Александр Велопольский, польский политик, член правительства Польского королевства в начале 1860-х годов, пытавшийся лавировать между интересами захватчиков и польского населения. Фигура расположена в центре композиции в окружении двух женщин. Он одет в желто-зеленое платье и пояс с поясом, в котором вместо пуль тюбики с краской, и он задумчиво тянет за лепестки ромашки.
Картина символична и патриотична, ее можно прочитать по-разному. Женщины, расположенные по обеим сторонам картины, представляют собой аллегорию двух разных видений судьбы своей родины. Справа находится пожилая женщина с белыми волосами, одетая в темные одежды, ее руки скованы наручниками, а на лице появляется выражение печали, отчаяния и осознания своего положения. Она олицетворяет порабощенную, пережитую судьбой Польшу, оставшуюся под чужим игом и не подлежащую освобождению. Слева изображена полуобнаженная молодая девушка в момент разрыва кандалов. Она полна энергии, а лицо очень выразительно. Он символизирует «молодую Польшу» - способную к действию и способную вырваться из многолетнего плена.
Образ можно трактовать как вопрос выбора правильного пути и будущей судьбы Родины, вступающей в новый век. Эта дилемма явно относится к заглавному персонажу Гамлета, драме Уильяма Шекспира и его жизненному выбору, как указано в названии произведения. Александр Велополски - пример человека, принимающего трудное решение и несущего на себе последствия этого выбора, возникшего в результате необходимости принять или отвергнуть отношение к жизни своего деда. Художник не поддерживает какое решение. Фигура мужчины задумчива, погружена в меланхолию и его нерешительность, что еще больше подчеркивает цветок в его руке и пояс на теле. Работа является выражением его заботы о будущем поляков.
В литературе из-за того, что на самом деле изображены внук и Александр Имя Велополски было таким же, как у его деда, часто ошибочно полагают, что изображение представил его дед. На самом деле Яцек Мальчевский не мог изобразить своего деда, потому что он умер в 1877 году, а картина была написана в 1903 году. Кроме того, изображенный человек не похож на Александра Велопольского.