Пьеро Гобетти (итальянец: ; 19 июня 1901, Турин - 15 февраля 1926 года, Нейи-сюр-Сен ) был итальянским журналистом, интеллектуалом и радикальным либералом и антифашистом. Он был исключительно активным борцом и критиком в годы кризиса в Италии после Первой мировой войны и в первые годы фашистского правления.
Студент права в Туринском университете, он создал свой собственный обзор Energie Nove («Новые энергии») в 1918. Там он продвигал дело радикального культурного и политического обновления, присоединяясь к многочисленным критикам либеральной парламентской политики. Опираясь на идеалистическую философию Бенедетто Кроче, Гобетти идентифицировал культурные изменения с духовной трансформацией, которая объединила бы общественную и частную жизнь. Он также присоединился к таким причинам, как реформа образования и голосование за женщин во главе с независимым депутатом Гаэтано Сальвемини.
В 1920 году Гобетти находился под влиянием Антонио Грамши, бывшего однокурсника и Коммунист, редактор журнала L'Ordine Nuovo («Новый порядок»). Грамши был ведущим интеллектуалом во время пролетарских волнений в Турине в 1919–1920 годах, которые привели к фабричным захватам в сентябре 1920 года. Вдохновленный рабочим движением и После аргумента Грамши о том, что они представляют собой новую революционную тему, Гобетти отказался от редактирования Energie Nove, чтобы переосмыслить свои обязательства.
В 1922 году он начал публиковать новое обозрение La Rivoluzione Liberale («Либеральная революция»). Здесь он изложил отличительную версию либерализма, задуманного как философия освобождения, а не как партийная доктрина. Глубоко тронутый русской революцией, которую он понимал как либеральное событие, Гобетти задумал рабочий класс как ведущего субъекта либеральной революции. Он утверждал, что, стремясь захватить фабрики и управлять собой, рабочие выразили желание автономии и коллективной свободы, которые могли бы обновить Италию. Либералы, утверждал Гобетти, должны понимать термин «либеральный» как приспособляемый к различным классам и институциональным устройствам, отличным от буржуазии и парламентской демократии.
Лидер сопротивления Ада Гобетти была его женой и работала в La Rivoluzione Liberale, а также в других журналах.
Гобетти также очень внимательно относился к опасностям фашистской партии Бенито Муссолини, которая вошла в правительство в октябре 1922 года. Консервативные либералы надеялись временно использовать Из-за популярности Муссолини в целях восстановления парламента Гобетти признал тираническую направленность фашизма. Он утверждал, что фашизм представляет собой «автобиографию нации», росток всех недугов итальянского общества. В частности, фашизм продолжал политическую традицию компромисса, поглощая политических оппонентов, а не позволяя конфликту открыто выражаться. Он утверждал, что либерализм был антифашистским, поскольку, по его мнению, он признавал, что свобода достигается через борьбу и конфликты.
В конце 1924 года Гобетти также начал редактировать журнал европейской литературной культуры под названием Il Baretti. Он использовал журнал для воплощения в жизнь своей идеи либерального антифашизма и своей убежденности в том, что итальянский народ может научиться отвергать замкнутый характер фашистской культуры посредством образования в европейской культуре.
За его жесткую оппозицию фашизму обзор Гобетти был закрыт, и он сам подвергся нападению фашистских головорезов. Он был избит в 1925 году и бежал в Париж в начале следующего года. Он умер там в феврале 1926 года. Он похоронен на кладбище Пер-Лашез.
После его смерти и, несмотря на его относительно немногочисленные произведения, Гобетти стал символом либерального антифашизма, вдохновляя интеллектуалов. такие как Карло Леви и Норберто Боббио.
В фильме Флорестано Ванчини Убийство Маттеотти (1973) Гобетти играет Стефано Опедисано.