Катастрофа Филлипса представляла собой разрушительную серию взрывов и пожаров в октябре 23 января 1989 г., происходящее на предприятии Phillips Petroleum Company's Houston Chemical Complex (HCC) рядом с Houston Ship Channel в Пасадене, Техас, Соединенные Штаты. Начальный взрыв составил 3,5 балла по шкале Рихтера, а пожар потребовалось 10 часов, чтобы взять его под контроль. В результате взрывов погибло 23 сотрудника и 314 получили ранения.
HCC произвел приблизительно 15 000 000 000 фунтов (6 800 000 т) в год высокой плотности полиэтилен (HDPE), пластик, используемый для изготовления бутылок для молока и других емкостей. На объекте работало около 1500 человек, в том числе 905 сотрудников компании и примерно 600 сотрудников, работающих по контракту, которые в основном занимались регулярным техническим обслуживанием и строительством нового завода.
Авария произошла в результате выброс чрезвычайно легковоспламеняющихся технологических газов, произошедший во время регулярного технического обслуживания одного из полиэтиленовых реакторов завода. Более 85 000 фунтов (39 т) легковоспламеняющихся газов были выпущены через открытый клапан почти мгновенно.
Во время планового технического обслуживания изолирующие клапаны были закрыты, а шланги сжатого воздуха, которые приводили в действие их, были физически отключены в качестве меры безопасности. Воздушные соединения для открытия и закрытия этого клапана были идентичны и были неправильно переставлены при последнем повторном подключении. В результате клапан был бы открыт, в то время как переключатель в диспетчерской находился в положении «клапан закрыт». После этого клапан открывали, когда ожидалось, что он останется закрытым, и, наконец, выпустили содержимое реактора в воздух. Облако пара образовалось и быстро прошло через завод по производству полиэтилена. В течение 90–120 секунд облако пара вошло в контакт с источником возгорания и взорвалось с силой 2,4 тонны TNT. Через десять-пятнадцать минут за этим последовал взрыв резервуара для хранения изобутана на 20000 американских галлонов (76000 л), затем катастрофический отказ другого полиэтиленового реактора и, наконец, другие взрывы, возможно всего около шести.
Инцидент начался примерно в 13:05 по местному времени 23 октября 1989 года в 14:00 Джефферсон Дорога, Пасадена, Техас. Мощный разрушительный взрыв и пожар разорвали HCC, в результате чего погибли 23 человека - все работали на объекте - и были ранены 314 человек (185 сотрудников Phillips Petroleum Company и 129 контрактных сотрудников). В дополнение к человеческим жертвам и ранениям, взрыв затронул все объекты в комплексе, причинив ущерб на сумму 715,5 миллиона долларов плюс дополнительный ущерб, связанный с перебоями в работе, который оценивается в 700 миллионов долларов. Два завода по производству полиэтилена , ближайшие к источнику взрыва, были разрушены, а в административном здании HCC, расположенном примерно в 0,5 мили, были выбиты окна и вырваны кирпичи. Первоначальный взрыв был эквивалентен землетрясению силой 3,5 балла по шкале Рихтера и выбросу обломков на расстояние до шести миль.
Первоначальный ответ был предоставлен пожарной командой Phillips Petroleum Company, к которой вскоре присоединились члены ассоциации Channel Industries Mutual Aid (CIMA). К числу сотрудничающих правительственных агентств относятся Совет по контролю за атмосферой Техаса, Совет по контролю за загрязнением округа Харрис, Федеральное управление гражданской авиации (FAA), США. Береговая охрана, Управление по охране труда (OSHA) и США Агентство по охране окружающей среды (EPA).
Водная система пожаротушения в HCC была частью системы технологической воды. Когда произошел первый взрыв, некоторые пожарные гидранты были оторваны взрывом на уровне земли. Результатом стал недостаточный напор воды для тушения пожара. Запорные клапаны, которые можно было использовать для предотвращения утечки воды из разорванных трубопроводов на заводе, оказались вне досягаемости горящих обломков. В комбинированной системе водоснабжения для пожаротушения не существовало отказоустойчивых запорных клапанов с дистанционным управлением. Кроме того, пожарные насосы, работающие в режиме пожаротушения, были отключены в результате пожара, в результате которого были повреждены их электрические кабели. Из трех резервных пожарных насосов с дизельным приводом один был выведен из строя, а в одном закончилось топливо примерно через час. Вода для пожаротушения подавалась по шлангам, проложенным к удаленным источникам: отстойникам, градирне, водопроводу на соседнем заводе и даже Houston Ship Channel. Пожар удалось взять под контроль в течение примерно 10 часов в результате совместных усилий пожарных команд из других близлежащих компаний, местных пожарных частей и пожарных автомобилей Phillips Petroleum Company. бригада.
Поисково-спасательные работы были отложены до тех пор, пока не утихли огонь и жара и не миновала всякая опасность дальнейших взрывов. Эти операции были трудными из-за обширных разрушений в HCC и опасности обрушения конструкции. Phillips Petroleum Company запросила, а Федеральное управление гражданской авиации одобрило и ввело в действие бесполетную зону длиной в одну милю вокруг завода, чтобы предотвратить смещение любых обломков из-за вибрации двигателя и / или промывки винта вертолета. США Береговая охрана и Пожарные катера порта Хьюстон эвакуировали более 100 человек, попавших в ловушку, через Хьюстонский судоходный канал. OSHA сохранило доказательства для оценки причин катастрофы.
Гранитный мемориал на высоте 29 ° 43′59,4 ″ N 95 ° 10'57 ″ Вт / 29,733167 ° N, 95,18250 ° Вт / 29,733167; -95.18250 возле 924 Джефферсон-роуд, Пасадена, Техас, был посвящен первой годовщине катастрофы и был объявлен официальными лицами компании открытым для широкой публики в любое время.
Основные выводы OSHA:
Дополнительные факторы, обнаруженные OSHA, включали:
Цитата из ключевого документа OSHA:
«По завершении расследования (19 апреля 1990 г.) OSHA выявила 566 преднамеренных и 9 серьезных нарушений с общим общим количеством предложенный штраф в размере 5 666 200 долларов США в пользу Phillips Petroleum Company и 181 умышленное и 12 серьезных нарушений с совокупным предложенным штрафом в размере 729 600 долларов США в пользу подрядчика по техническому обслуживанию на объекте Fish Engineering and Construction, Inc.. "
В результате урегулирования спора между OSHA и Phillips Petroleum Company OSHA согласилась удалить умышленную характеристику цитат и Phillips Petroleum Company согласился заплатить штраф в размере 4 миллионов долларов и ввести процедуры управления безопасностью производственного процесса в HCC и дочерних предприятиях компании в Суини, Техас ; Боргер, Техас ; и Вудс-Кросс, штат Юта.
Сегодня на предприятии продолжается производство полиэтилена. На этом комплексе работают 450 рабочих по производству специальных химикатов, в том числе 150 рабочих и обслуживающего персонала.
На предприятии были дополнительные жертвы со смертельным исходом в 1999 и 2000.