Анализ путей совместного воздействия ( PIPA) - это подход к управлению проектом, при котором участники проекта (с этого момента проект и программа используются как синонимы), включая персонал проекта, ключевые заинтересованные стороны и конечных бенефициаров, вместе строят теорию своей программы..
Теория PIPA описывает вероятные пути воздействия, по которым результаты проекта используются другими для достижения цепочки результатов, ведущих к вкладу в конечное воздействие на социальные, экологические или экономические условия. Пути воздействия - это тип логической модели, то есть они представляют собой модель, которая описывает логику того, что проект будет делать, делает или что он делал.
PIPA помогает участникам семинара определить, обсудить и записать предположения и теории о том, как деятельность и результаты проекта могут способствовать достижению целей проекта. Описание этих предположений и теорий представляет собой описание путей воздействия проекта. PIPA помогла участникам семинара:
PIPA впервые была использована на семинаре в январе 2006 г. в Гане, где семь проектов финансировались «Программой вызовов по воде и продовольствию». С тех пор было проведено девять семинаров PIPA по 46 проектам. Исследователи из Международного центра тропического сельского хозяйства, Всемирного рыбного центра и Международного центра картофеля разрабатывают PIPA.
PIPA разработана на основе истории инноваций и работы, проведенной в рамках Инициативы институционального обучения и изменений. Документ с описанием PIPA был принят к публикации в Canadian Journal of Program Evaluation.
PIPA полезен, когда два или более проектов в одной программе хотят лучше интегрироваться. По крайней мере, два человека от каждого проекта должны присутствовать, желательно руководитель проекта и кто-то еще, кто знает проект и имеет время и желание следить за тем, что выйдет из семинара. PIPA также хорошо работает, когда один проект желает добиться взаимопонимания и приверженности заинтересованных сторон. В этом случае должны присутствовать два или более представителя от каждой важной группы заинтересованных сторон.
PIPA можно использовать в начале проекта, в середине или в конце как способ документирования и извлечения уроков из проекта. PIPA описывает пути воздействия проекта (или программы) двумя способами: (i) причинно-следственные цепочки действий, промежуточных и конечных результатов, посредством которых проект, как ожидается, достигнет своей цели и задачи; и (ii) сети развивающихся отношений между организациями, реализующими проекты, заинтересованными сторонами и конечными бенефициарами, которые необходимы для достижения цели. Процесс семинара, показанный на диаграмме, по очереди развивает две перспективы, а затем объединяет их.
Семинар начинается с того, что участники разрабатывают дерево проблем, которое связывает цель проекта, сформулированную в терминах задачи или проблемы, с тем, что проект фактически собирается делать. Подход, используемый для разработки дерева проблем, основан на работе Renger and Titcombe (2003). Дерево проблем помогает участникам прояснить ключевые проблемы / возможности, которые решаются в их проектах, и результаты (вещи, которые будут использовать другие), которые должны быть получены в их проектах. Затем участники выполняют упражнение на видение, основанное на оценочных исследованиях, чтобы описать успех проекта через два года после его завершения на основе принятия и использования результатов проекта. Эти три шага (см. Диаграмму) обычно занимают около дня и предоставляют информацию, необходимую для описания причинно-следственной цепочки результатов, необходимых для достижения успеха.
Вторая часть семинара включает в себя рисование сетей людей и организаций, которые уже работают в этой области, а затем рисование сетей, которые потребуются для достижения видения проекта. Анализ различий между ними может помочь определить эффективную коммуникационную стратегию. Последний шаг - интегрировать причинно-следственную цепочку и сетевую перспективу, нарисовав временную шкалу.
При желании мониторинг и оценку можно обсудить путем определения критериев SMART (конкретных, измеримых, связанных, реалистичных и привязанных ко времени) для измерения ожидаемых изменений и путем определения «наиболее значительных изменений» для выявления неожиданных. Ключевым компонентом любого плана оценки является то, что сотрудники проекта периодически пересматривают свое видение, деревья проблем и сетевые карты, чтобы обновлять их, определять необходимые изменения в графике и документировать изменения.
Информация с семинаров PIPA была использована несколькими способами: