Авиаудар по Уади-Дум | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Часть войны Toyota | |||||||
Французские бомбы упали на взлетно-посадочную полосу в Уади-Дум. | |||||||
| |||||||
Воюющие стороны | |||||||
Ливия | Франция | ||||||
Командиры и лидеры | |||||||
Генерал Жан-Жак Брун | |||||||
Участвующие подразделения | |||||||
ВВС Франции | |||||||
Сила | |||||||
ЗУР SA-6 Gainful (оффлайн) | 11 SEPECAT Jaguars 4 Dassault Mirage F1 | ||||||
Жертвы и потери | |||||||
Аэродром сильно поврежден | 2 Ягуары слегка поврежден | ||||||
Расположение в Чаде |
Уадьте Doum авиаудар проводили французской авиацией 16 февраля 1986 года против ливийской авиабазы Уади Doum на севере Чада, во время Chadian-ливийского конфликта. Рейд был значительным, поскольку продемонстрировал решимость Франции противостоять экспансионистским целям Каддафи и продемонстрировал приверженность Франции своим бывшим колониям.
В соглашении, заключенном на Крите в сентябре 1984 года между президентами Ливии и Франции Муаммаром аль-Каддафи и Франсуа Миттераном, было согласовано, что французские и ливийские войска покинут Чад, который затем был разделен на 16-й параллели с Ливией и повстанческим ГУНТ. удерживая север, а французы и правительство Чада удерживают юг. Но в то время как Франция уважала договоренности, оставив Чад в 1984 году, Ливия только сократила свои силы, сохранив в стране 5000 человек.
Когда по приказу Каддафи силы GUNT атаковали южный Чад в феврале 1986 года, нарушив 16-ю параллель, французская реакция была незамедлительной: когда 13 февраля началась Операция Эпервье, которая привела в Чад тысячу французских солдат, был подготовлен воздушный удар. Первым шагом было перегруппировать около пятнадцати Mirage F1 и Jaguar в Банги. Целью операции было повреждение взлетно-посадочной полосы Уади Дум на севере Чада, полосы длиной 3800 метров, построенной ливийцами в период с ноября 1984 года по октябрь 1985 года. Уади Дум имел большое стратегическое значение, поскольку ливийские бомбардировщики могли летать оттуда в нанесите удар по столице Чада, Нджамене.
Еще более важными были политические аспекты забастовки: Уади Дум был символом ливийской двуличности. Французское правительство намеревалось акцией послать сигнал своим африканским союзникам, доказав свою решимость противостоять ливийской экспансии.
16 февраля 11 Jaguar из Escadron 1/11 Roussillon в сопровождении четырех Mirage F1 выехали из Банги в Уади-Дум. Когда французские самолеты атаковали, они летели очень близко к земле, чтобы избежать обнаружения ливийскими радарами и ракетами класса «земля-воздух», пока не стало слишком поздно. Самолеты совершили всего один пролет над целью, сбросив на взлетно-посадочную полосу около сорока БАП-100 и классических бомб массой 250 кг, серьезно повредив ее и сделав временно непригодной для использования. Вся атака длилась меньше минуты. Два последних «ягуара» опоздали на поворот и влетели в осколки и обломки, обнаруженные командиром и номером 2 формирования, получив незначительные повреждения, но все же сумев вернуться в Банги.
Вскоре после этого, французский министр обороны, Пол Квилс, объявил о том, что взлетно - посадочная полоса Уади Doum была непригодной. Все политические реакции во Франции поддерживали правительство, за исключением Французской коммунистической партии. Что касается зарубежной реакции, то Миттеран заручился поддержкой США и, как стало ясно на саммите франкоязычных стран, проходившем в Париже с 17 по 19 февраля, большинства африканских стран.
Первой реакцией Каддафи было заявление о том, что взлетно-посадочная полоса преследовала только гражданские цели и что в результате атаки погибли девять мирных жителей. Однако Каддафи принял ответные меры на следующий день после налета, когда ливийский Туполев Ту-22 из Аузу атаковал аэропорт столицы Чада Нджамены. Оставаясь под контролем французских радаров, пролетев низко над пустыней на расстояние более 1127 км (700 миль), он разогнался до скорости более 1 Маха, набрал высоту до 5030 м (16503 футов) и сбросил три тяжелые бомбы. Несмотря на значительную скорость и высоту самолета, атака была чрезвычайно точной: две бомбы попали в взлетно-посадочную полосу, одна разрушила рулежную дорожку, в результате чего аэродром оставался закрытым в течение нескольких часов. На обратном пути бомбардировщик столкнулся с техническими проблемами. Американские разведывательные самолеты раннего предупреждения, базирующиеся в Судане, отслеживали сигналы бедствия, отправленные пилотом Ту-22, указывающие на то, что он, вероятно, разбился, не достигнув своей базы в Аузу (возможно, поражен двумя трубами, которые стреляли в аэропорту Нджамены). В 1987 году французские самолеты снова нанесли удар по аэродрому, на этот раз по ливийским радиолокационным объектам.