Opernhauskrawalle - это швейцарский немецкий термин, обычно используемый для протестов молодежи в конце мая 1980 года в швейцарский город Цюрих, муниципалитет в кантоне Цюрих. Эти события, также называемые Züri brännt («Цюрих горит»), ознаменовали «возрождение» альтернативного молодежного движения в Швейцарии в 1980-х годах.
Сожжение так называемого Böögg по случаю Sechseläuten в 2013 году, не молодежных протестов, а того же места на Sechseläutenplatz.Трехдневное празднование Цюрихского праздника Опернхаус и открытие фестиваля праздновались 30 мая 1980 года. Около 200 протестующих без приглашения разбили открытие фестиваля и потребовали создания автономного молодежного центра. Коммунальные и государственные полицейские Kantonspolizei Zürich были уведомлены заранее и размещены в фойе оперного театра в качестве меры предосторожности. Когда молодежь заняла внешнюю лестницу оперного театра, демонстрация переросла в уличную битву между демонстрантами и полицией, которые были вооружены водяными пушками, слезоточивым газом и резиновыми пулями. Молодежные протесты достигли апогея 30/31 мая 1980 года на нынешней площади Sechseläutenplatz в Цюрихе, но позже распространились по всему городу. Общественный референдум также способствовал беспорядкам, так как город Цюрих планировал выделить 61 миллион швейцарских франков на реконструкцию и расширение оперного театра, но ничего на запланированный культурный центр Rote Fabrik в Цюрихе- Воллисофен, на другой стороне озера Цюрихзее.
Протестующие чувствовали, что требования молодых людей относительно их собственного культурного центра игнорировались в течение многих лет, и что астрономический грант для оперного театра продемонстрировал отсутствие приверженности молодежи консервативного правительства Цюриха. был «долго сдерживаемый гнев», как видно из заголовка газеты. "Züri brännt" с тех пор стало нарицательным, и это название панк-песни группы TNT. Андреас Хомоки, директор оперного театра, охарактеризовал ситуацию «жарким летом 1980 года» как взрывоопасную, и что «там не хватало места для молодежной культуры» из-за отсутствия альтернативных государственных культурных программ для молодежи в Цюрихе..
С 1976 по 1989 год Управление уголовной полиции III (KK III), то есть Управление государственной безопасности городской полиции Цюриха, хранило файл фотографий под названием "Schmieren / Kleben "(буквально: размазывание / приклеивание). Без этих интенсивных сборов, которыми полиция занималась, особенно в конце 1970-х и примерно в 1980 году, эти изображения давно бы исчезли. После так называемого Fichenskandal и его рассмотрения на уровне правительства города парламентской комиссией по расследованию, фотографии попали в городской архив в 1993 году. Фотографии, опубликованные в виде книги в апреле 2018 года, подтверждают страх перед левыми экстремистскими действиями в те годы, по примеру немецких ВВС, подъем панк-движения, ранние работы Sprayer von Zürich, сопровождаемые лозунгами цюрихских молодежных беспорядков. В то время как полиция сосредоточила свое внимание на возможных подрывных сообщениях и документальном подтверждении ущерба собственности, на этих фотографиях также запечатлены повседневные уличные сцены
. Эти факторы способствовали так называемым «Опернхаускраволл», то есть беспорядкам или молодежи протесты в Цюрихском оперном театре. Молодежные протесты, начавшиеся с этого протеста в Цюрихе в 1980 году и продолжавшиеся на протяжении 1980 и 1982 годов, знаменуют собой начало современного молодежного движения в Швейцарии, вызывая интерес к альтернативной молодежной культуре и возрождая прежнее движение хиппи.
Первым политическим компромиссом стал так называемый AJZ (временный молодежный центр на центральном вокзале Цюриха) и создание альтернативного культурного центра Rote Fabrik в Wollishofen в конце 1980 года. Rote Fabrik все еще существует и известен как одно из самых важных альтернативных культурных заведений в районе большого Цюриха. Наиболее известными политиками были Зигмунд Видмер и Эмили Либерхерр, тогдашние члены исполнительной власти города (Stadtrat). Швейцарская газета WOZ Die Wochenzeitung сообщила в разоблачении 2006 года, что тайный полицейский проник в группы протеста в 1980 году; в октябре 2016 года была опубликована книга о двойной жизни Вилли С. как революцера и полицейского.
Швейцарское федеральное телевидение организовало теледебаты в прямом эфире "CH-Magazin" 15 июля 1980 г. между руководителями города Цюриха Эмили Либерхерр и Хансом Фриком (LdU ), командиром полиции Рольфом Берчи, местным лидером SP Леонардом Фюнфшиллингом и двумя представителями молодежное движение. В акте обратной психологии два представителя молодежи, одетые в консервативную одежду, выдавали себя за швейцарских эквивалентов Джона Доу и Джейн Доу, «Анны Мюллер» ( Хаят Джамал Алдин, сестра Самира Джамала Алдина ) и "Ханса Мюллера" (Фреди Майера). Они удивили остальных шокирующими требованиями вроде того, что полиция применяет напалм вместо слезоточивого газа против молодежного движения. Ни телеведущие, ни официальные лица не смогли справиться с внезапной ситуацией, и эта трансляция считается одним из самых крупных скандалов со СМИ в Швейцарии.
Zürich brännt, швейцарский документальный фильм, основанный на видеозаписи 1980 года, был снят в черно-белых тонах в местах проведения молодежных протестов в мае 1980 года и позже. Его показали по швейцарской телекомпании SRF в мае 2014 года. Начиная с 22 января 2015 года фильм был показан на Золотурнском кинофестивале как одна из вех в истории швейцарского кино.