Нгонго я Чинту | |
---|---|
Дата рождения | , Провинция Катанга, Демократическая Республика Конго |
Гражданство | Конголезец |
Известен | Скульптура |
Известная работа | Престижный стул: женская кариатида (XIX век). |
Движение | Искусство Любы |
Нгонго я Чинту, известный как Мастер Були (XIX век), был скульптором искусства Любы на территории современной Демократической Республики Конго. Мало что известно о его жизни, но его работы были собраны по всему миру, и, как говорят, он пользовался большим уважением в своей родной деревне.
Нгонго я Чинту (почетный титул, означающий «великий леопард, отец скульптурных вещей») работал в тогдашнем королевстве Люба, где-то между 1810 и 1870 годами. Он продолжил давнюю традицию искусства хемба. Скульптура хемба обычно чествовала выдающихся мужчин-лидеров племени. Нгонго я Чинту вырезал как фигуры предков, так и женские фигуры, такие как несущие сосуды и кариатиды, которые служили стульями для лидеров.
По словам Алисы ЛаГамма в книге «Героические африканцы: легендарные лидеры, культовые скульптуры»:
Фирменный экспрессионистский стиль художника отличается преувеличением лица и рук за счет удлинения, что позволило ему переосмыслить и гениально использовать формальные возможности различных жанров престижной скульптуры: стоящие фигуры как кариатиды опоры для сидений... сидящие мбоко (носители чаш)... и величественные мужские фигуры.
В 1930-х годах бельгийский историк искусства Франс Ольбрехтс сообщил, что десять фигур, собранных для выставки, имеют схожие характеристики, а две были собраны в одном и том же городе Були. Поскольку в западных кругах о скульпторе еще ничего не было известно, Ольбрехтс присвоил ему титул «Мастер Були». В 1970-х годах владельцы одной из его фигур опознали Нгоного я Чинту как художника из деревни Катеба. Мэрилин Стокстад отмечает, что жители деревни Катеба знали о работе мастера, так как его там хорошо уважали.