Триады мугама - ( азербайджанский : Muğam üçlüyü) исполнители классического мугама состоят из тех, кто играет на национальных музыкальных инструментах Азербайджана : тар, каманчех и даф (бубен);
Вокальные инструменты, исполняемые трезвучиями мугама, называются мугам-десгах. Дешгях означает сложность мугама, его последовательность, все части и части, а также последовательность таснифа и цвета. Разделы, входящие в состав мугама, составлены из импровизированных рецептивно стилизованных вокальных мелодий, определяющих музыкально-поэтическое содержание произведения. На смену им приходят песенно-танцевальные эпизоды с четким ритмом. Эпизоды песни называются «тасниф», а танец - «цветным».
На раннем этапе группа сазендэ использовалась в триадах: тар, каманче и балабан (бальзам), тасниф и цвет использовались в круге и накаре. После реконструкции тара известным игроком на тар Садыгджаном отпадает необходимость в использовании накаре, который заменяется тонко настроенным даф. Таким образом, эта группа состоит всего из 3 человек. В эту группу входят тарзен, каманчехлеб и ханенде, действующие со второй половины XIX века. Они играют важную роль в развитии азербайджанской народной музыки и создании исполнительской школы мугама.
Главный исполнитель трио-группы - певица - ханенде, выступающая с Даф. Он строит композицию исходя из собственного вкуса и способностей. Точнее, khanende решает, какие разделы включать в какие подразделения, а также включать содержание, цвет или тасниф. Когда он поет мугам, Khanende приближает даф к куче, и гарантирует, что его голос сосредоточен на слушателях. Во время исполнения таснифа и колора он сопровождает своих партнеров и себя.
Второй участник группы трио - тарзен, музыкальный инструмент - тар. Пока кнаненде поет, он аккомпанирует ему на органе, играет интерактивный сольный мугам и модулирует новые эпизоды. Выполнение дезга - это своего рода диалог с тарзеном. Сначала тар играет некоторые партии инструментально, а затем заменяет свое место на ханенде. Тарзен - единственный солист в инструментальных пьесах, который переключается с разделами мугама. Тарзен должен обладать чувством ансамбля и должен не только сопровождать хананде, но и знать, когда дать ему передохнуть и чутко ощутить свои индивидуальные возможности.
Тарзен должен обладать чувством ансамбля и должен не только сопровождать хананде, но и знать, когда он позволяет хананде остановиться, и должен чутко ощущать свои индивидуальные возможности.
Последняя часть группы - каманчех функция (смычковый струнный инструмент) ограничена. В то же время исполнитель на каманче, сопровождающий ханенде и тарзен, также помогает выразить стиль выражения мугама. Кроме того, имитация тара с помощью khanende, каманче с таром, создает сложное выражение на музыкальном языке, называемое двойным подражанием. Но каманчех не только сообщник. После драматических эпизодов ханенде в лирических, скорбных эпизодах мугама выразительны соло каманче.
Даф - это перфорированный инструмент. Даф представляет собой кольцо из круглого дерева, одна сторона которого покрыта рыбьей шкурой. Маленькие круглые кольца установлены внутри круглого, шириной 60–75 мм и диаметром 350–450 мм, и они откладываются во время выступления. Мугам широко используется в спектаклях. Это своего рода атрибут ханенде. Таким образом, ханенде участвует в исполнении полнометражных ритмических музыкальных эпизодов триад с игрой в даф. Поэтому даф стал своеобразным атрибутом ханенде.
Тар - струнный музыкальный инструмент, на котором играет мизраб. Азербайджанский тар, используемый в триадах мугама, имеет свое строение, оформление и художественно-технические возможности.
Каманчех - единственный струнный музыкальный инструмент среди азербайджанских народных инструментов. Это один из старейших музыкальных инструментов Азербайджана. Он изображен в стихотворении Низами Гянджеви «Хосров и Ширин» и изображен на миниатюрных картинах Тебриза (Агамирек Исфахани, Мир Сеид Али). Каманче в основном изготавливается из ореха.
В некоторых фильмах упоминаются триады мугама. Например, в азербайджанском фильме 1956 года «O olmasın, bu olsun» (Неважно) это было трио Хан Шушинского, Бахрама Мансурова и Талата Бакиханова.
17 февраля 2014 года изображение триад мугама используется на произведении азербайджанской филателии, выпущенном Azermarka. Часть изображения с daf выпускается отдельно в виде штампа.
Музыкальные инструменты триад мугама изображены на 1 манате Азербайджана, выпущенном Центральным банком Азербайджана в 2005 и 2009 годах, и 1 монете Азербайджана, выпущенном в 2006 году.