The Mihna (арабский : محنة خلق القرآن, Miḥnat alaq al-Qurān " испытание [относительно] сотворения Корана ") относится к периоду религиозных преследований, начатых Аббасидом халифом аль-Мамун в 833 г. н.э., когда религиозные деятели были наказаны, заключены в тюрьму или даже убиты, если они не соответствовали доктрине Мухтазила. Политика длилась пятнадцать лет (833–848 гг. Н. Э.), Продолжаясь во время правления непосредственных преемников аль-Мамуна, аль-Мутасима и аль-Ватика, и два года аль-Мутаваккиля, который отменил его в 848 г. (или, возможно, в 851 г.).
Отмена Михны знаменательна и как конец претензий аббасидского халифа решать вопросы религиозного ортодоксия, и как один из немногих случаев конкретно религиозного преследования в средневековом исламе.
В 827 году н.э. халиф аль-Мамун издал провозглашение доктрины сотворения Корана. За провозглашением последовало учреждение Михны шесть лет спустя, примерно за четыре месяца до его внезапной смерти в 833 году нашей эры. Михна продолжалась при его преемниках, аль-Мутасиме и аль-Ватике, прежде чем аль-Мутаваккиль отменил ее между 848 и 851 годами нашей эры. Эта конкретная доктрина, как было хорошо известно, была принята школой мутазилитов в этот период. Мутазилиты считали, что добро и зло не всегда определялись богооткровенным писанием или толкованием писания, но это были рациональные категории, которые можно было установить без посторонней помощи.
Традиционная наука рассматривала провозглашение доктрины и Михну, в которой аль-Мамун проверял верования своих подчиненных, как взаимосвязанные события, посредством которых халиф использовал свой религиозный авторитет в определении ортодоксии и навязывал свои взгляды другим через его принудительные полномочия как правителя. Мотивы Аль-Мамуна навязывать свои убеждения членам своего правительства (таким, как его судьи, поскольку сфера действия Михны не распространялась на изучение верований простолюдинов в манере европейских инквизиций) приписывались его Мутазилиты интеллектуальные наклонности, его симпатии к шиизму или проницательное решение укрепить свой религиозный авторитет в то время, когда улемов начали считать настоящими хранителями религиозных знаний и традиций Пророка.
Объяснение 1: Аль-Мамун и мутазилизм
Ученые, которые приписывают Михну аль-Мамун Му Убеждения тазилитов указывают на его тесную связь с ведущими мутазилитами той эпохи. Среди мутазилитов аль-Мамун, назначенный на высокие посты в своей администрации, включает Ахмеда ибн Аби Дуада, известного мутазилита, который стал вождем Кади во время его правления. Из-за того, что Ибн Аби Дуад был знатоком калама, и его строгим отстаиванием Михны при последующих двух халифах, некоторые ученые пришли к выводу, что его влияние привело к тому, что аль-Мамун, наконец, принял меры и внедрил Михну в течение последнего года. его жизни. Однако остается неясным, является ли назначение Ибн Аби Дуада причиной или отражением планов аль-Мамуна по учреждению Михны.
Объяснение 2: Прошиитские тенденции Аль-Мамуна
В большей степени, чем другие халифы, Аль-Мамун продемонстрировал близость с членами семьи Алидов и некоторыми из их доктрин, что привело некоторых ученых к предполагают, что он, возможно, принял некоторые из их взглядов. Сам выдающийся религиозный деятель, письма аль-Мамуна к своим префектам с просьбой возбудить инквизицию, похоже, передают представление о том, что его знания и знания были на более высоком уровне, чем у общественности или даже других религиозных ученых, которых сравнивали с вульгарная толпа, не имеющая понимания или просветления по вопросам, относящимся к Богу. Эта точка зрения аналогична шиитской вере в то, что только имам обладал эзотерическими знаниями о Коране и вопросах веры. В дополнение к принятию титула имама, Аль-Мамун проявил особые примирительные жесты к семье Алидов, о чем свидетельствует его назначение Али аль-Рида своим наследником и особое почтение, которое он испытывал к Али, что он также превращен в доктрину. Шиизм, как и мутазилизм, придерживался доктрины сотворения Корана, поэтому некоторые ученые истолковывают заявление аль-Мамуна об этой доктрине и Михне как отражение его пристрастия к шиитским доктринам, предполагая при этом что отмена указа аль-Мутаваккилем отчасти коренится в его антагонизме по отношению к Алидам.
Однако это изображение использования сотворенности Корана в качестве лакмусовой бумажки для мутазилизма или шиизма может вводить в заблуждение. Несмотря на то, что по этому вопросу существуют совпадения между двумя школами мысли, мутазилизм и шиизм были не единственными теологическими течениями, которые разделяли это убеждение, поэтому связь между ними не обязательно может быть в случае всех -Ma'mun's Mihna. Кроме того, неясно, полностью ли шиизм в этот период охватил идею сотворения Корана или же это ретроспективный анализ более поздних времен после того, как сунниты и шиизм разработали свои доктрины. В то время как некоторые ученые утверждают, что преобладающее мнение среди шиитских богословов в то время следовало учению Джафара ас-Садика, который верил в его несотворенность, другие источники сомневаются, придерживался ли имам Джафар ас-Садик такой точки зрения.
Объяснение 3: Михна как подтверждение авторитета халифа
Некоторые из недавних исследований Михны предполагают, что аль-Мамун мог использовать это как возможность восстановить авторитет халифа в вопросах религиозной доктрины. В серии писем своим губернаторам аль-Мамун подробно рассказал о роли халифа как хранителя религии и законов Бога. Похоже, он опирался на шиитское представление о том, что только халиф-имам обладает эзотерическими знаниями, и использовал это, чтобы подчеркнуть свою роль педагога, выводящего людей из невежества в религиозных вопросах. Михна Аль-Мамуна, похоже, была попыткой побороть власть над религиозным знанием у ученых (‘улемов), особенно у традиционалистов, таких как Ахмед ибн Ханбал, чей авторитет толковать религию был основан на их знании традиций Пророка. Однако в более длительной тенденции досовременной исламской истории религиозный авторитет стал исключительной прерогативой ученых, в то время как халиф сначала был низведен до политического авторитета, а постепенно - до символической сущности. Это объяснение Mihna является позицией большинства современных ученых.
аль-Мамун умер в 833 году, но его политику продолжил аль-Мутасим. В том же году знаменитому религиоведу Ахмаду ибн Ханбалу был задан вопрос, на который он ответил, что Коран не был создан. Аль-Му'тасим снял его с поста, заключил в тюрьму и велел пороть до потери сознания. Однако жители Багдада пригрозили бунтом при известии об аресте ибн Ханбала, и аль-Мутасим освободил его. Аль-Му'тассим впоследствии был занят строительством новой столицы в Самарре и военными кампаниями, и не преследовал Михну как нечто большее, чем формальность зала суда (показания человека, ответившего в отрицательный результат был недопустим в суде.)
Важно отметить, что в классическом исламе именно частные лица, а не халифат, взяли на себя миссию по развитию различных исламских наук, включая закон. То есть право, вопреки тому, что происходит в современных национальных государствах, не было исключительной прерогативой государства. Фактически, юристы разработали его в сознательном противодействии государству (например, Jackson, 2002). С самого начала в классическом исламе существовал религиозный порядок, отличный от политического. Полуавтономия ученых привела к интересному феномену возникновения различных, а по некоторым вопросам диаметрально противоположных школ юриспруденции, которые все считались исламистически значимыми и аутентичными. Михна в этом контексте отражает разочарование халифа мощной и влиятельной юридической культурой. Это длилось около пятнадцати лет, после чего области власти как политических, так и религиозных орденов стали более четко определены. Это не означает, что противостояние было отличительной чертой отношений между обоими орденами. Отношения были более тонкими и включали не только конфронтацию, но и сотрудничество. Вообще говоря, религиозный порядок служил буфером между политическим порядком и простыми людьми.