Микрофранчайзинг - это бизнес-модель, в которой применяются элементы и концепции традиционный франчайзинг малым предприятиям в развивающемся мире. Это относится к систематизации и тиражированию микропредприятий. Микрофранчайзинг в широком смысле определяется как малый бизнес, который можно легко воспроизвести, следуя проверенным маркетинговым и операционным концепциям.
Согласно Acumen Fund, микрофранчайзинг - это «инструмент развития, который использует основные концепции традиционного франчайзинга, но он особенно нацелен на создание возможностей для беднейших людей мира владеть и управлять своими собственный бизнес ". Целью микрофранчайзинга является содействие экономическому развитию путем разработки надежных бизнес-моделей, которые могут быть воспроизведены предпринимателями, находящимися на основании социально-экономической пирамиды (нижняя часть пирамиды ), тем самым предоставляя возможности самозанятости тем, кто которым не хватает предпринимательских навыков. Ключевые принципы включают воспроизведение, устойчивость и социальное воздействие.
В развивающихся странах микрофранчайзинг пытается решить дилемму «необходимого предпринимателя», предоставляя возможности трудоустройства тем, у кого отсутствуют фундаментальные предпринимательские навыки. Многие компании и организации предоставляют возможности для бизнеса и услуги бедным, внедряя упрощенные бизнес-концепции, характерные для успешных франчайзинговых организаций. Хотя иногда это рассматривается как новое явление в секторе социальных предприятий, которое следует по стопам микрофинансирования, и в Бангладеш, возможно, одновременно с микрокредитованием возникла форма микрофинансирования.
Согласно статье 2012 года в Innovations, рецензируемом академическом журнале, микрофранчайзинг » берет свое начало в бангладешской системе общинных пропагандистов здоровья, или shasthya shebikas на бенгальском языке, что составляет основу подхода BRAC к оказанию недорогой медицинской помощи ».
Защитники микрофранчайзинга включают Джейсона Фэйрборна, Стивена У. Гибсона, У. Гибб Дайер и другие преподаватели и студенты Школы менеджмента Марриотт Университета Бригама Янга, которые также занимались микрокредитованием, микрофинансированием и другими видами деятельности по развитию микропредприятий.
У значительной части населения мира нет выбора, кроме как выжить за счет доходов от собственных микропредприятий. В отчете Международной организации труда за 2002 год указано, что 72% населения Африки к югу от Сахары, 51% населения Латинской Америки и 65% населения Азии работают в неформальном секторе. Более того, на самозанятость приходилось 70% неформальной занятости в странах Африки к югу от Сахары, 62% в Северной Африке, 60% в Латинской Америке и 59% в Азии.
Многие малые предприятия управляются людьми из развивающихся стран. терпят неудачу или существуют на уровне прожиточного минимума. Микрофранчайзинг - это инструмент, разработанный специально для того, чтобы помочь этим предпринимателям стать более успешными и достичь экономической самостоятельности посредством предоставления успешных бизнес-моделей с необходимым начальным и постоянным обучением, необходимым для достижения успеха. Такие компании, как Bomgi Ltd., предлагают своим франчайзи начальное и постоянное обучение бизнесу. Такие компании решили обучать франчайзи в таких областях бизнеса, как лидерство, предпринимательство, маркетинг, продажи, обслуживание клиентов и финансы.
Примеры микрофраншиз включают в себя промоутеров сообщества BRAC (в области здравоохранения, сельского хозяйства, юридических услуг и других областях), Nuru Energy Entrepreneurs (Восточная Африка и Индия), Программа Village Phone от Grameenphone, (очки для чтения, ранее Scojo Foundation), Drishtee ICT Kiosks (Индия), Living Goods ( Уганда) и Fan Milk Limited (Гана).