Храм Кукулькана в Майяпане | |
Расположение сайта Показать карту Мезоамерики Майяпан (Юкатан (штат)) Показать карту Юкатана (штат) | |
Место нахождения | Муниципалитет Текох, Юкатан, Мексика |
---|---|
Область | Полуостров Юкатан |
Координаты | 20 ° 37′46 ″ с.ш. 89 ° 27′38 ″ з.д. / 20,62944 ° с.ш.89,46056 ° з.д. / 20,62944; -89,46056 |
История | |
Периоды | Средний доклассический - поздний постклассический |
Культуры | Цивилизация майя |
Майяпан ( Màayapáan в современном языке майя ; по- испански Mayapán) - это поселение доколумбовых майя в паре километров к югу от города Тельчакильо в муниципалитете Текох, примерно в 40 км к юго-востоку от Мериды и в 100 км к западу от Чичен-Ицы ; в штате Юкатан, Мексика. Майяпан был политической и культурной столицей майя на полуострове Юкатан в поздний постклассический период с 1220-х до 1440-х годов. По оценкам, общая численность населения города составляет 15 000–17 000 человек, и на этом участке есть более 4 000 построек внутри городских стен и дополнительные жилые дома за пределами города.
Это место было профессионально обследовано и раскопано археологическими группами, начиная с 1939 г.; пять лет работы были выполнены группой в 1950-х годах, а дополнительные исследования были проведены в 1990-х годах. С 2000 года совместная мексикано-американская группа проводит раскопки и восстановление на месте, которые продолжаются.
Площадь Майяпана составляет 4,2 квадратных километра (около 1,6 квадратных миль), и в нем более 4000 построек, большинство из которых представляют собой жилые дома, расположенные внутри городских стен. Застроенные районы выходят на полкилометра за городские стены во всех направлениях. Каменная стена по периметру имеет двенадцать ворот, в том числе семь главных ворот со сводчатыми входами. Стена имеет длину 9,1 км (около 5,65 миль) и имеет овальную форму с заостренным северо-восточным углом.
Церемониальный центр площадки расположен на площади Q городской сетки в центре широкой западной половины ограды. Церемониальный центр состоит из плотно упакованных храмов, залов с колоннами, ораторий, святынь, святилищ, алтарей и платформ (для речей, танцев или демонстрации стел). А.Л. Смит, археолог из Института Карнеги, оценил, что в городе, обнесенном стеной, проживало от 10 до 12 000 человек.
Сайт майя, Майяпан. Снимок сделан на самой высокой пирамиде площадки.Согласно исследованию доктора Грегори Саймонса за пределами городских стен, было множество дополнительных жилищ, и он пересмотрел оценку общей численности населения до 15 000–17 000 человек. Результаты его опроса опубликованы на сайте www.mayapanperiphery.net. Люди, живущие за пределами городской стены, занимались сельским хозяйством, животноводством и специализированными видами деятельности, такими как производство извести. Рассел также нашел зал с колоннадой за городской стеной, что свидетельствует о том, что еще многое предстоит открыть в отношении сложности этого городского пейзажа.
Храм Кукулькана, большая пирамида, также известная как Кастильо, является главным храмом Майяпана. Он расположен к востоку от сенота Чен Мул, от которого расходятся пещеры. По форме Храм Кукулькана (строение Q-162 на карте местности) представляет собой радиальный четырехступенчатый храм с девятью террасами; в целом он похож на храм Кукулькана на более раннем месте Чичен-Ица. Тем не менее, храм Майяпан, по-видимому, является худшей имитацией храма в Чичен-Ице, и городские здания в целом построены не так, как в других городах майя. Например, большая часть или все сводчатые крыши в Майяпане обрушились, в то время как многие из построенных лучше зданий в Чичен-Ице остались нетронутыми. Другие крупные храмы в церемониальном центре включают три круглых, которые необычны для района майя и также связаны с божеством Кукулькан / Кецалькоатль в его аспекте бога ветра (Эхекатль). В отличие от Чичен-Ицы, в Маяпане нет площадок для игры в мяч.
Обширные жилые зоны участка состоят из жилых домов и подсобных хозяйственных построек, причем те, что расположены вокруг церемониального квартала, больше и более высокого качества, а те, что расположены на окраинах, обычно беднее. Дома часто располагаются небольшими группами двориков, окружающих небольшие дворики. Дома строились бессистемно, без организованных улиц. Между домами и стенами петляют переулки. В жилых районах поселения много сенотов, возможно, до 40. Заселение было наиболее плотным в юго-западной части города, где сеноты более многочисленны.
Этноисторические источники, такие как Relacion de las Cosas de Yucatan Диего де Ланды, составленные из местных источников в 16 веке, рассказывают, что это место было основано Кукульканом (майяское имя Кецалькоатля, короля тольтеков, культурного героя и полубога). после падения Чичен-Ицы. Он созвал лордов региона, которые согласились основать новую столицу в Майяпане. Лорды разделили между собой города Юкатана и выбрали вождем семьи Коком.
Этноисторические источники рассказывают множество различных историй взлета и падения Майяпана (Roys 1962). Эти истории часто сбивают с толку, хронологически неправдоподобны и их трудно согласовать. Например, некоторые источники говорят, что майя восстали в 1221 году против майя-тольтекских правителей Чичен-Ицы. После короткой гражданской войны лорды различных могущественных городов и семей собрались, чтобы восстановить центральное правительство на Юкатане. Они решили построить новую столицу недалеко от города Тельчакильо, родного города Унака Сила, генерала, победившего правителей Чичен-Ицы. Новый город был построен внутри оборонительной стены и назван Майяпан, что означает «штандарт народа майя».
Глава семьи Коком, богатая и древняя линия, принимавшая участие в восстании против Чичена, был избран королем, а все другие благородные семьи и региональные лорды должны были послать членов своих семей в Майяпан, чтобы они сыграли свои роли в правительство (и, возможно, выступить в роли заложников за хорошее поведение дочерних городов). Мексиканские наемники из Табаско также использовались для поддержания порядка и поддержания власти. Другая семья, Сю, возможно, жила в районе Майяпан до прибытия Коком; Сю утверждают, что являются частью линии преемственности Ушмаля. Эта договоренность просуществовала более 200 лет. (Альтернативная версия приводится в хронике майя колониальной эпохи, в которой утверждается, что Майяпан был современником Чичен-Ицы и Ушмаль и был связан с этими городами, но археологические данные показывают, что эта версия менее вероятна.)
Майяпан стал основным городом в группе союзников, в которую входила большая часть северного Юкатана, и торговых партнеров, которые простирались непосредственно до Гондураса, Белиза и Карибского острова Косумель и косвенно до Мексики. Хотя Майяпан управлялся советом, Джалах виник и аджкин (высший правитель и первосвященник) доминировали в политической сфере. Ниже двух главных должностных лиц было много других должностных лиц с различными обязанностями. Диапазон классов простирался от дворянства до рабов с промежуточными классами между ними. Социальный климат в Майяпане осложнялся антагонистическими отношениями между фракциями знати, которые часто создавались по родству (Pugh 2009; Milbrath 2003). В 1441 году Ах Сюпан из могущественной знатной семьи Сю возмутился политическими махинациями правителей Кока и организовал восстание. В результате вся семья Коком, кроме одного, который находился в Гондурасе и занимался торговлей, были убиты, Майяпан был разграблен, сожжен и заброшен, все крупные города пришли в упадок, а Юкатан превратился в враждующие города-государства.
Археологические данные свидетельствуют о том, что по крайней мере церемониальный центр был сожжен в конце оккупации. Во время раскопок были обнаружены обгоревшие балки крыш в нескольких крупных зданиях в центре площадки.
В 1841 году Джон Л. Стивенс первым задокументировал части памятника Майяпан с двумя важными иллюстрациями. Первый был круглым храмом Q-152, а второй - пирамидой Кукулькана. Он был первым в длинной череде исследователей, нарисовавших руины Майяпана. Первые широкомасштабные исследования археологических раскопок не проводились до 1938 года Р. Т. Паттоном. Эти исследования нанесли на карту основную группу площадей и городскую стену и легли в основу более поздних карт (Russell 2008).
В 1950-х годах археологи Института Карнеги, в том числе А.Л. Смит, Роберт Смит, Татьяна Проскурякофф, Эдвин Шук, Карл Рупперт и Дж. Эрик Томпсон, провели пять лет интенсивных археологических исследований в Майяпане. Их работа была опубликована в серии Current Reports, изданной на мимеографе. В текущих отчетах были недавно переизданы во всей их полноте в университете Колорадо Press (John Weeks 2009). Окончательный отчет был опубликован Институтом Карнеги под названием Mayapan, Юкатан, Мексика, HED Pollock, Ralph L. Roys, AL Smith и Tatiana Proskouriakoff (1962, публикация 619). Роберт Смит опубликовал двухтомную монографию о керамике Майяпана в 1971 году (Документы Музея археологии и этнологии Пибоди 66, Гарвардский университет).
В начале 1990-х Клиффорд Т. Браун из Тулейнского университета проводил раскопки в жилых зонах Майяпана в рамках своей докторской диссертации. Несколько лет спустя Национальный институт антропологии и истории (INAH) Мексики начал обширные архитектурные раскопки и консолидацию под руководством археолога Карлоса Пераса Лопе. Эта работа продолжается по настоящее время. В результате были обнаружены многие важные артефакты, фрески, лепнина и архитектурные элементы.
С 2001 по 2009 годы на этом месте были начаты дальнейшие исследования группой под руководством доктора Мэрилин Массон из Государственного университета Нью-Йорка в Олбани, Карлоса Пераса Лопе из INAH и Тимоти С. Хара из Морхедского государственного университета. В рамках этого проекта «Экономические основы Майяпана» (PEMY) выполнялось картографирование, наземная съемка и сбор, пробные ямки и горизонтальные раскопки по всему городу. Основные результаты этого проекта включают выявление различных профессиональных специальностей среди горожан, которые работали ремесленниками, военнослужащими, фермерами и домашней прислугой. В настоящее время признаются большие различия в типах работы, выполняемой простыми людьми из разных домашних хозяйств, и в степени их достатка. Этот проект также определил вероятную крупную рыночную площадь на площади K (между центром участка и главными северными воротами D); Ричард Терри, Брюс Далин и Дэниел Бэр проанализировали образцы почвы из этого места, чтобы проверить функцию этого места. В 2008 и 2009 годах в рамках проекта PEMY в рамках исследования экономических и социальных связей между правящей элитой и отдаленными районами в рамках проекта PEMY проводились раскопки на окраине церемониальной группы у дальневосточных городских ворот (ворота H), известной как Itzmal Ch'en. в пределах города.
Мильпа, или смешанные, поля, возможно, возделывались, когда Майяпан был заселен. Есть свидетельства того, что территория вокруг Майяпана регулярно использовалась для подсечно-огневого земледелия. Сеноты и подземные известняковые каналы служат единственным источником пресной воды в этой области, что делает их необходимыми для поддержки сельского хозяйства. Исследователи предположили, что Майяпан был центром импорта / экспорта и что они часто обменивали предметы роскоши, такие как хлопок, соль и мед, на изделия из обсидиана и металла, которые они могли бы выковать. (Париж, 2008 г.) (Мельбрат и Пераза 2003: 29). Сегодня фермеры используют смешанные поля, называемые полями милпа, для выращивания кукурузы, бобов, кабачков, арбузов, манго, папайи и других культур. Кроме того, цитрусовые, такие как апельсины и лаймы, часто выращивают в домашних хозяйствах местных жителей (Russell 2008: 16).
Останки фауны указывают на то, что местное население использовало различные методы добычи животных. В исследовании, проведенном М.А. Массоном и К. Пераза Лопе в 2008 году, были изучены останки фауны из двух разных куч, один из которых расположен в центре монумента рядом с некоторыми домами, а другой находится в жилом районе за пределами монументального комплекса. Самые большие образцы признанных останков в центре монумента были от: белохвостого оленя (23%), собаки (4,4%), индейки (12,9%) и игуаны (10,2%). Совокупный вклад рыбы составляет около 1,2% от выборки. Эти проценты, а также те, которые будут следовать для зоны заселения, основаны на признанных останках. Основные животные, возможно, составляли большую часть рациона, но их останки слишком трудно распознать.
В зоне поселения исследователи обнаружили: белохвостого оленя (8,4%), собаку (1,4%), индейку (5,3%), игуану (14,5%) и рыбу (3,6%). На обоих участках были обнаружены останки черепахи и кролика, но они были съедены в небольших количествах (менее 1,5%). Во время раскопок исследователи заметили много рыбных скелетов, но мало рыбьих голов. Они пришли к выводу, что рыба продавалась в Майяпан, а не собиралась рядом с этим местом. Если бы рыбу готовили на месте, головы были бы обычным мусором. Внутри церемониального центра среди останков были найдены многочисленные оленьи головы и зубы (MA Masson, C. Peraza Lope, 2008).
Майяпан был главной столицей Юкатана, и есть многочисленные свидетельства того, что у него были далеко идущие торговые пути, что видно по архитектуре и артефактам других поселений в регионе. Продавались самые разные товары, включая кукурузу, мед, соль, рыбу, дичь, ткань и птиц.
Закпетен на озере Салпетен - Курильницы, найденные на этом месте, почти идентичны тем, что были найдены в Майяпане. Храмовые комплексы в Закпетене очень похожи на храмовые комплексы в Майяпане. Топокст в озере Якша, Петен также имеет сходство архитектуры и артефактов кадильниц. Архитектурные остатки Топокст демонстрируют тот же стиль резьбы по камню, что и Майяпан. Кроме того, крошечные святыни «гномов», найденные на этом месте, были очень похожи на святыни, найденные в Майяпане. Похоже, что эти два объекта были заброшены примерно в одно и то же время; что может указывать на связь между их правительствами.
Архитектурные связи и артефакты видны между Майяпаном и Утатланом в высокогорной Гватемале. Примерами являются аналогичные храмовые комплексы, присутствие изображений черепов и сидящих на корточках фигур, широкое и щедрое использование лепнины в сочетании с грубой кладкой и кадильницы для фигурных фигурок.
Этот регион также демонстрирует очевидное влияние Майяпана в сходных храмовых ансамблях, сходстве в архитектуре, кадильницах на некоторых участках и параллелях между архитектурным декором Майяпана и некоторых участков восточного побережья. Участки восточного побережья экспортировали такие продукты, как хлопок, соль и мед из Юкатана. Сайты в Гватемале продавали какао обратно. Эль-Чаяль в Гватемале был единственным источником обсидиана, найденного в Майяпане.
Присутствие керамики Matillas Fine Orange в Майяпане предполагает торговлю с Табаско. Эта область могла быть посредником в торговле между Майяпаном и остальной частью Центральной Мексики. Скульптуры и фрески в Майяпане предполагают, что между Майяпаном и восходящей империей ацтеков был контакт. На некоторых фигурках майяпцев были изображены детали одежды ацтеков, а на алтаре в Майяпане вырезано то, что кажется божеством ацтеков.
Это свидетельство предполагает: «торговый путь, окружающий Юкатекан, соединял Майяпан с Петеном, северным Белизом и местами на восточном побережье в поздний постклассический период». (Мельбрат и Пераза Лопе 2003: 24–31)
(Милбрат, Сьюзан., Карлос Пераса Лопе, Мигель Дельгадо Ку.2010)
Направленность могла сыграть роль в представлении неравенства между могущественными фракциями Майяпана. Восток и запад имели первостепенное значение, потому что они представляли собой след солнца по небу. Восток ассоциировался с жизнью, мужчинами и жарой; тогда как запад ассоциировался со смертью, женщинами и холодом. Это заставило многие источники полагать, что Ица и Сиу могли быть связаны с востоком и западом. Было очень мало свидетельств очевидного разделения проживания между классами. В основном это связано с тем, что жилой центр Майяпана расположен вокруг скопления заполненных водой сенотов. Большинство резиденций представляют собой тандемные конструкции, состоящие из нескольких зданий внутри разделительной стены. Многие из этих тандемных структур включают несколько жилых домов; размер этих жилых домов относительно друг друга позволяет предположить, что некоторые из них были рабами. Интеграция классов распространяется на внешние границы жилых районов, вероятно, из-за удобства близости к сельскохозяйственным полям. Некоторые источники указывают на то, что анализ оратарио или обителей богов (больших храмов, похожих на дома) показывает границы, которые были известны жителям Майяпана. Это показано в связи с анализом домашних оратов и тех, кто ориентировался вокруг церемониального центра Майяпана. К сожалению, из-за состава почвы в этом регионе очень мало скелетов. Товары, которые можно найти в разных домах, действительно предполагают разные уровни социального статуса, в основном в отношении специализации жилищных структур. В Маяпане есть как минимум два примера обсидиановых мастерских. Самым убедительным доказательством неравенства в Майяпане является наличие глубоких шахт, полных жертвенных жертв, это говорит о том, что у благородного класса было достаточно власти, чтобы приговорить некоторых людей к смерти.
Место Майяпана было заброшено где-то в 15 веке. Были некоторые споры о том, когда произошло фактическое оставление. Однако в письменных источниках говорится, что это место было заброшено в 1441 году нашей эры. Кажется, есть несколько факторов, способствовавших отказу от Майяпана. Примерно в 1420 году н.э. хиусы начали восстание против кокомов, которое завершилось гибелью почти всех (если не всех) представителей рода кокомов. Возможно, эпидемия была связана с последующим покиданием этого места оставшимися жителями Сю. Существовало несколько источников доказательств, подтверждающих эту интерпретацию. Доказательства сгоревшей древесины были обнаружены внутри структуры Y-45a, а также сгоревший кровельный материал на многих других структурах, которые были датированы примерно временем обрушения в К'атун 8 Ахуа (примерно 1441–1461 гг. Н. Э.). Братская могила на главной площади и тела в могильной шахте, покрытые пеплом, были датированы периодом обрушения и имели признаки насилия, у некоторых тел все еще были большие кремневые ножи в груди или тазу, что свидетельствует о ритуальном жертвоприношении. Полы комплекса Y-45a, датируемого примерно 1270–1400 годами нашей эры, до задокументированного обрушения Майяпана, усеяны разбитыми судами. На полу этого комплекса был найден сосуд с глифом К'атун 8 Ахуа. Из этого они сделали вывод, что комплекс был окончательно заброшен, когда город упал (Lope 2006; Milbrath 2003). После 1461 г. имеется мало свидетельств того, что алтари и гробницы были построены после 1461 г., что позволяет предположить, что к этому моменту это место было заброшено (Lope 2006). Было найдено очень мало доказательств, подтверждающих более позднее использование Майяпан. Копал из алтаря был найден в комплексе Темпло Редондо, что может указывать на более поздние паломничества в Кастильо-де-Кукулькан. Однако эти образцы относятся к индустриальной эпохе и могут быть недействительными, поэтому любые предположения, основанные на этих доказательствах, также не будут действительными (Lope 2006: 168).