Мартин Шмид, также известный как Эсмид (26 сентября 1694 - 10 марта 1772), был швейцарским иезуитом, миссионером, музыкантом и архитектором, который работал в основном в провинции Чикитос на территории нынешней Боливии.
Мартин Шмид родился в Бааре, Швейцария. Он получил образование в иезуитском колледже в Люцерне с 1710 по 1716 год. В 1717 году он вступил в Общество Иисуса. Его искус обучение было в Ландсберг - ан - дер Lech, с последующими богословскими исследованиями в зале в Тироле и в Ингольштадте в 1722 После того, как он был рукоположен в 1726 Айхштет к священству, он получил разрешение на поездки в качестве миссионера в Латинской Америке. Поездка была отложена из-за англо-испанской войны, вынудившей его остаться в Севилье. Пока он был там, он улучшил свой испанский. В то же время он помог перевести историю племени чикитос Хуана Патрисио Фернандеса на немецкий язык - Erbauliche und angenehme Geschichte der Chiquitos, und andrer... neu-bekehrten Völcker, Вена 1729, что переводится как An Поучительная и приятная история чикито и других... новообращенных людей.
В конце 1728 года началось его путешествие в Южную Америку. Переход от Тенерифе до Буэнос-Айреса занял более трех месяцев. Миссионерам потребовалось еще восемь месяцев, чтобы отправиться вглубь страны и добраться до Потоси, Боливия. Здесь Шмид был выбран вместе с тремя другими иезуитами для евангелизации Чикитос. В августе 1730 года он наконец достиг миссионерского района Чикитос.
Шмид провел свои первые десять лет между 1730 и 1740 годами в Сан-Хавьере, Боливия, в составе иезуитских миссий Чикитоса. В этих миссиях были дома для туземцев, расположенные по трем сторонам прямоугольника; четвертая сторона включала церковь, мастерские и школы. Церкви были основаны на европейской архитектуре, адаптированной к местным условиям. Помимо работы священником, он начал строить музыкальную школу. Он научил коренное население воссоздавать европейские музыкальные инструменты. Он также помог основать множество мастерских и познакомил с несколькими ремеслами, которые заложили основы более поздней строительной деятельности. В 1744 году он отправил свое первое письмо домой из иезуитского поселения Сан-Рафаэль-де-Веласко. Здесь Шмид основал первую из своих церквей в джунглях. В 1749 году он вернулся в Сан-Хавьер, чтобы попытаться основать подобную церковь. В 1752 году он предпринял строительство церкви в Консепсьоне, Боливия. В других миссионерских деревнях в регионе Чикитания под его руководством были построены дополнительные сооружения. Резные алтари в стиле барокко были созданы в Сан-Мигель-де-Веласко и Сан-Игнасио-де-Веласко. Насколько участие Schmid или его сотрудники были в подготовке и оформлении других церквей в десяти деревнях из иезуитских миссий в Чикитос, является неопределенным.
Когда Мартин Шмид отправился на миссионерские поля, его основным намерением было евангелизировать коренные народы. Однако у его общины были для него другие задачи. Его основная работа заключалась в укреплении веры уже обращенных в христианство коренных жителей и в обеспечении устойчивости их поселений. Корни христианской веры были углублены посредством религиозного образования и церковных праздников. В миссионеры - иезуиты считала, что это соединение удалось лучше, если больший акцент был сделан на повышении богослужений, как средство вдохновения. По этой причине пропагандировалась музыка, которую любили индейцы, и оформление церковных помещений было выполнено в импозантной манере. В первые годы существования Шмида основными сферами деятельности были строительство церквей и проведение уроков музыки. В рамках своей деятельности он также отвечал за распространение ремесел. Для строительства церкви он обучал местных ремесленников. В рамках своих уроков музыки он учил местных жителей конструировать европейские музыкальные инструменты.
Позже Шмид переехал в Сан-Хуан-Баутиста (Санта-Крус) и получил возможность заниматься прямым прозелитизмом. В письме к брату он описал, как это практиковалось. В деревне Сан - Хуан было уже около трехсот христианизированных, Indios. Их отправили в джунгли на поиски кочевых индейцев и убедить их приехать с миссией иезуитов. Шмид пишет, что посланные жители вернулись через два месяца с более чем сотней «некрещеных душ». Затем их сопровождали в церковь с музыкой и пением. Шмид сначала снабдил их простой одеждой, чтобы скрыть их наготу. После этого им предложили еду и небольшие подарки, такие как: стеклянные бусы, четки, ножи, ножницы и т. Д. На следующий день дети крестились. Священники ждали, чтобы побаловать взрослых, поскольку их сначала нужно было научить христианскому учению.
Начальство приказало мне внедрить музыку в эти миссии. Во всех деревнях теперь есть свой орган, много скрипок и контрабаса из кедра, клавикордио, спинета, арфы, трубы, шаума. Эти индийские мальчики - давно забытые музыканты; своим пением и игрой в Святой Мессе они каждый день воздают благодарность и хвалу Господу. Должен сказать, что к вашему большому удивлению они могли выступать со своей музыкой в каждом городе и церкви. (Из письма Мартина Шмида 1744 г.)
Шмид провел свои последние годы в Сан-Мигель-де-Веласко и в Сан-Игнасио-де-Веласко, где ему вместе со своим братом Иоганном Меснером (1703–68) было поручено изготовление и золочение алтарей. В 1767 году иезуиты Сан-Игнасио получили приказ об изгнании короля Испании Карла III. 73-летний Шмид надеялся, что выселение его не коснется из-за его возраста. Тем не менее в 1768 году ему пришлось отправиться домой в тяжелое путешествие. Вместе с другими депортированными он пересек Анды на муле до Арики, Чили. Оттуда он отправился на лодке через Лиму в Панаму. Затем он проследовал через Картахену (Колумбия) в Гавану и, наконец, в 1769 году достиг Кадиса, Испания. После 15-месячного заключения в Эль-Пуэрто-де-Санта-Мария ему было разрешено покинуть Испанию. В середине ноября 1770 г. он прибыл в Аугсбург. Весной 1771 года Шмид вернулся в свой дом в Швейцарии. Более года он проучился в иезуитском колледже Люцерна. Он умер там в возрасте 77 лет и был похоронен в иезуитской церкви Люцерна.
Помимо своей миссионерской работы, Мартин Шмид внес значительный вклад в инкультурацию индейцев чикитос. С появлением европейской музыки и производством музыкальных инструментов он оказал значительное долгосрочное влияние на их музыкальную культуру. Он, возможно, значительно помог передать знания о ремеслах и сельском хозяйстве. Создав словарь, он внес вклад в систему письма и сохранение языка чикитано. Однако его самыми прочными достижениями были его церкви и их внутреннее убранство.
Эти церкви и церкви из его учеников, в: Сан - Хавьер, Консепсьон, Санта - Ана - де - Веласко, Сан - Мигель - де - Веласко, Сан - Рафаэль - де - Веласко, и Сан - Хосе были перечислены в ЮНЕСКО в качестве объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО в 1990 году.
Своими письмами Шмид оставил нам ценное культурно-историческое наследие.