Военное положение в России ( русский язык: Военное положение в России ) определяется в российском законодательстве как особый правовой режим, который вводится в условиях внешней агрессии или ее угрозы. Этим оно отличается от чрезвычайного положения, которое вводится в случае внутренней угрозы, такой как попытка государственного переворота, беспорядки или стихийное бедствие. Военное положение также следует отличать от состояния войны - термина, который относится к периоду между началом военных действий и их окончанием. Порядок введения и отмены военного положения в России определен федеральным конституционным законом « О военном положении » (2002 г.). В современной России военное положение никогда не вводилось.
В российском праве проводится различие между военным положением и состоянием защиты, усиленным и чрезвычайным. В юридической литературе Российской империи (а также СССР в 1920-е годы) военное положение часто определялось через полицейское понятие «защита», которое рассматривалось в контексте государственного управления как защита общественного порядка.
В Российской империи военное положение было объявлено в военное время в приграничных районах государства, прилегающих к театру военных действий. В мирное время провинции или города, которые были возмущены постановлением правительства или в которых считались необходимыми особые строгие меры для поддержания порядка, могли быть объявлены в таком же положении. Пример: Королевство Польское 1905 г., Сумский уезд (Харьковская область).
В Советском Союзе военное положение могло быть объявлено в соответствии с пунктом «т» статьи 49 Конституции только Президиумом Верховного Совета СССР, как указано в статье «в интересах обороны СССР. или поддержание общественного порядка и государственной безопасности ». В соответствии с этим при объявлении военного положения все функции государственных органов по обороне, обеспечению общественного порядка и безопасности государства переходили к органам военного управления - военным советам и командованию Вооруженных Сил СССР.
Военное положение в течение годы Великой Отечественной войны в 1941-1945 годах последовательно объявили, на основании статьи 49 пункта «р» в Конституции СССР, по указам в Президиуме в Верховном Совете СССР и был не отменен до конца войны с:
Май 1943 г., морским и речным транспортом.
Военное положение в России или в некоторых местах вводится указом президента, который должен быть немедленно обнародован по радио и телевидению и официально опубликован. Кроме того, президент должен немедленно сообщить о введении военного положения в Совет Федерации и Госдуму. Совет Федерации в течение 48 часов решает, следует ли утвердить указ президента - а если указ не будет принят, он утратит силу. Основанием для введения военного положения считается агрессия против России или ее непосредственная угроза. Закон относится к агрессии:
Введение военного положения также предполагает мобилизацию и организацию территориальной обороны. После отражения агрессии или устранения ее угрозы военное положение отменяется.
В законе предусмотрены две группы ограничений, которые могут быть введены в условиях военного положения (а при необходимости и перед ним).
Независимо от контекста обстоятельств, любая информация, передаваемая с использованием средств связи и массовых коммуникаций, может быть определена как информация двойного назначения (уровень детализации содержания определяется органами военной цензуры). Такое деяние, обычно не преследуемое в мирное время, но совершенное в рамках действующего режима военного положения, может считаться основанием для обвинения в непреднамеренной государственной измене (если это не повлекло серьезных последствий, то такое деяние признается покушением).
Выборы Президента Российской Федерации не могут проводиться в период военного положения.
С введением военного положения выборы и референдум не проводятся, а полномочия выборных органов власти, органов местного самоуправления и должностных лиц автоматически расширяются.
Основные полномочия по обеспечению военного положения сосредоточены в руках президента России. Правительство России осуществляет в основном технические функции, кроме того, в период военного положения, президент может изменить свою структуру. Российский парламент принимает законы, необходимые для обеспечения военного положения, и продвигает договоры с государствами-агрессорами. Судебная система и в органах прокуратуры в условиях военного положения действует в той же форме, создание чрезвычайных суден в России запрещены. В случае введения военного положения на части территории России может быть введено военное ведомство, ответственное за применение ограничений.