Военное положение в России

редактировать

Военное положение в России ( русский язык: Военное положение в России ) определяется в российском законодательстве как особый правовой режим, который вводится в условиях внешней агрессии или ее угрозы. Этим оно отличается от чрезвычайного положения, которое вводится в случае внутренней угрозы, такой как попытка государственного переворота, беспорядки или стихийное бедствие. Военное положение также следует отличать от состояния войны - термина, который относится к периоду между началом военных действий и их окончанием. Порядок введения и отмены военного положения в России определен федеральным конституционным законом « О военном положении » (2002 г.). В современной России военное положение никогда не вводилось.

Содержание
  • 1 История
  • 2 Введение и отмена
  • 3 Допустимые ограничения
  • 4 Управление заказами
  • 5 См. Также
  • 6 Ссылки
История

В российском праве проводится различие между военным положением и состоянием защиты, усиленным и чрезвычайным. В юридической литературе Российской империи (а также СССР в 1920-е годы) военное положение часто определялось через полицейское понятие «защита», которое рассматривалось в контексте государственного управления как защита общественного порядка.

В Российской империи военное положение было объявлено в военное время в приграничных районах государства, прилегающих к театру военных действий. В мирное время провинции или города, которые были возмущены постановлением правительства или в которых считались необходимыми особые строгие меры для поддержания порядка, могли быть объявлены в таком же положении. Пример: Королевство Польское 1905 г., Сумский уезд (Харьковская область).

В Советском Союзе военное положение могло быть объявлено в соответствии с пунктом «т» статьи 49 Конституции только Президиумом Верховного Совета СССР, как указано в статье «в интересах обороны СССР. или поддержание общественного порядка и государственной безопасности ». В соответствии с этим при объявлении военного положения все функции государственных органов по обороне, обеспечению общественного порядка и безопасности государства переходили к органам военного управления - военным советам и командованию Вооруженных Сил СССР.

Военное положение в течение годы Великой Отечественной войны в 1941-1945 годах последовательно объявили, на основании статьи 49 пункта «р» в Конституции СССР, по указам в Президиуме в Верховном Совете СССР и был не отменен до конца войны с:

  • 22 июня 1941 г. в Москве, Ленинграде и большинстве областей, краях, республиках европейской части СССР;
  • Август 1942 г. в некоторых городах Закавказья, на побережье Черного и Каспийского морей;
  • Сентябрь 1942 г. в Грузинской ССР, Азербайджанской ССР и Армянской ССР;
  • Апрель 1943 г., на всех железных дорогах СССР;

Май 1943 г., морским и речным транспортом.

Введение и отмена

Военное положение в России или в некоторых местах вводится указом президента, который должен быть немедленно обнародован по радио и телевидению и официально опубликован. Кроме того, президент должен немедленно сообщить о введении военного положения в Совет Федерации и Госдуму. Совет Федерации в течение 48 часов решает, следует ли утвердить указ президента - а если указ не будет принят, он утратит силу. Основанием для введения военного положения считается агрессия против России или ее непосредственная угроза. Закон относится к агрессии:

  • Вторжение иностранных войск или нападение иностранных войск на русских, где бы они ни находились;
  • Бомбардировка иностранными войсками или иное применение оружия против России;
  • Отправка иностранными государствами агрессивных вооруженных формирований в Россию;
  • Блокада российских портов или побережий иностранными войсками;
  • Разрешение иностранного государства использовать свою территорию для нападения на Россию.
  • Закон рассматривает действия иностранного государства в нарушение международного права, которые прямо указывают на подготовку к агрессии, как прямую угрозу агрессии. В качестве примера в законе приводится объявление войны.

Введение военного положения также предполагает мобилизацию и организацию территориальной обороны. После отражения агрессии или устранения ее угрозы военное положение отменяется.

Допустимые ограничения

В законе предусмотрены две группы ограничений, которые могут быть введены в условиях военного положения (а при необходимости и перед ним).

  • Ограничения в зоне военного положения:
  • спецоперация критической инфраструктуры и опасных объектов;
  • Эвакуация важных предметов и людей;
  • Усиление охраны общественного порядка, критической инфраструктуры и других важных объектов;
  • Ограничение въезда, выезда и свободы передвижения, обыска, ограничения выбора места жительства;
  • Комендантский час;
  • Военная цензура в области связи;
  • Повышенная секретность в государственных и местных органах власти;
  • Ограничение продажи оружия, опасных веществ, наркотиков, наркотиков и алкоголя, их временное изъятие у граждан;
  • Запрет на митинги и забастовки;
  • Запрещение общественных, международных или иностранных организаций, подрывающих безопасность страны;
  • Принудительный труд для нужд обороны, восстановления разрушенных объектов, борьбы с пожарами и эпидемиями;
  • Изъятие частной собственности с последующей компенсацией;
  • Интернирование неблагонадежных граждан и граждан стран-агрессоров (применяется только непосредственно в случае агрессии и с целью предотвращения беспорядков).
  • Общие ограничения, которые могут быть наложены даже там, где не действует военное положение:.
  • Ограничение хозяйственной деятельности, в том числе оборота имущества;
  • Ограничение поиска и распространения информации;
  • Смена собственника организаций;
  • Изменение рабочего времени. Отмена системы добровольного приема на работу и введение трудовой повинности (обязательно для всех граждан старше 14 лет);

Независимо от контекста обстоятельств, любая информация, передаваемая с использованием средств связи и массовых коммуникаций, может быть определена как информация двойного назначения (уровень детализации содержания определяется органами военной цензуры). Такое деяние, обычно не преследуемое в мирное время, но совершенное в рамках действующего режима военного положения, может считаться основанием для обвинения в непреднамеренной государственной измене (если это не повлекло серьезных последствий, то такое деяние признается покушением).

Выборы Президента Российской Федерации не могут проводиться в период военного положения.

Управление заказами

С введением военного положения выборы и референдум не проводятся, а полномочия выборных органов власти, органов местного самоуправления и должностных лиц автоматически расширяются.

Основные полномочия по обеспечению военного положения сосредоточены в руках президента России. Правительство России осуществляет в основном технические функции, кроме того, в период военного положения, президент может изменить свою структуру. Российский парламент принимает законы, необходимые для обеспечения военного положения, и продвигает договоры с государствами-агрессорами. Судебная система и в органах прокуратуры в условиях военного положения действует в той же форме, создание чрезвычайных суден в России запрещены. В случае введения военного положения на части территории России может быть введено военное ведомство, ответственное за применение ограничений.

Смотрите также
Рекомендации
Последняя правка сделана 2023-08-08 07:20:54
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте