ЧП в России (Русский язык : чрезвычайное положение в Российской Федерации) - это особый правовой режим, который вводится в стране или отдельных ее регионах для защиты от внутренней угрозы. Чрезвычайное положение предполагает ограничение прав и свобод граждан и юридических лиц, а также возложение на них дополнительных обязанностей. В этом случае чрезвычайное положение, которое вводится в случае насильственных беспорядков или столкновений, попытки государственного переворота, стихийного бедствия или антропогенной катастрофы, следует отличать от режима военного положения, введенного в событие внешней агрессии.
Порядок введения и отмены чрезвычайного положения в России регулируется Федеральным конституционным законом «О чрезвычайном положении» (2001 г.), который заменил одноименный закон 1991 года. Ранее Госдума предприняла несколько попыток подготовить и принять закон, особенно во время чрезвычайного положения на части территории Северной Осетии и Ингушетии ( 1992-1995), но ни одна из этих попыток не увенчалась успехом.
В России после распада Советского Союза чрезвычайного положения не было. введен на федеральном уровне.
9 ноября 1991 г. Президент Борис Ельцин ввел чрезвычайное положение в Чечено-Ингушетской Республике, где Джохар Дудаев подписал указ о провозглашении независимости Республика Чечня. Однако Верховный Совет РСФСР отказался утвердить это постановление, и уже 11 ноября чрезвычайное положение было прекращено.
2 ноября 1992 года Ельцин ввел чрезвычайное положение в Ингушетии и Северной Осетии., где разгорелся межнациональный конфликт. Как и годом ранее в Чечне, здесь введен особый порядок управления и назначена временная администрация. Руководителем временной администрации был вице-премьер-министр Федерации, его заместитель, глава Госкомитета по чрезвычайным ситуациям Сергей Шойгу.
31 марта 1993 г. введено ЧП в Северной Осетии. и Ингушетия отменили. Вместо этого президент ввел чрезвычайное положение в Пригородном районе Северной Осетии и Назрановском районе Ингушетии и в прилегающих районах, которое затем несколько раз продлевалось. Однако в начале 1995 года Совет Федерации отказал в санкционировании следующего продления этого режима, и оно было отменено до 15 февраля 1995 года.
С 3 по 4 октября 1993 года Ельцин ввел в стране чрезвычайное положение. Москва с целью подавления протестующих против разгона Верховного Совета.
Чрезвычайное положение в России вводится президентом при обстоятельствах, предусмотренных законом «О чрезвычайном положении», с незамедлительным уведомлением об этом в Совет Федерации. и Государственная Дума.
Закон «О чрезвычайном положении» вводит понятие целей и обстоятельств чрезвычайного положения. Чрезвычайное положение вводится для «устранения обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения, обеспечения защиты прав и свобод человека и гражданина, защиты конституционного строя Российской Федерации»..
Чрезвычайное положение вводится только при наличии обстоятельств, представляющих «непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан или конституционному строю Российской Федерации». Такие основания делятся на две категории:
попытки насильственного изменения конституционного строя Российской Федерации, вооруженные восстания, региональные конфликты и т. Д. Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, стихийные бедствия и т. Д. Чрезвычайное положение вводится указом Президента на всей территории России на срок не более 30 дней или в отдельных регионах на срок не более 60 дней с правом продления их новым указом Президента. При достижении целей чрезвычайного положения оно отменяется полностью или частично.
Указ Президента о введении чрезвычайного положения не требует предварительного согласования с руководством субъектов Федерации, но должен быть утвержден Советом Федерации «в кратчайшие сроки», в срок. 72 часа со дня опубликования указа. Постановление, не утвержденное Советом Федерации в течение 3 дней, автоматически теряет силу. Указ президента о продлении чрезвычайного положения требует такого же утверждения Советом Федерации.
Более того, постановление подлежит не только немедленному официальному опубликованию, но и немедленному опубликованию по радио и телевидению.
Чрезвычайное положение обеспечивают в основном органы внутренних дел и пенитенциарной системы, федеральные органы безопасности, национальная гвардия и спасатели. В исключительных случаях военные могут использоваться для ограничения доступа, защиты критически важной инфраструктуры, разделения враждующих сторон, подавления деятельности незаконных вооруженных формирований, ликвидации чрезвычайных ситуаций и спасения людей. При этом все войска, находящиеся в зоне ЧП, переведены в оперативное подчинение единому федеральному ведомству.
Указ Президента РФ о введении чрезвычайного положения должен содержать «исчерпывающий перечень временных ограничений прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства. лица, права организаций и общественных объединений ».
Закон о чрезвычайном положении предусматривает три группы сроков, которые может установить президент.
Закон о чрезвычайном положении предусматривает три варианта управления чрезвычайными ситуациями. Первый, основной, предполагает создание комендатуры. Второй и третий называются «особым управлением» и вводятся в особо сложных условиях.
При введении чрезвычайного положения выборы и референдумы не проводятся, и автоматически расширяются полномочия выборных органов власти, местных властей и должностных лиц в зоне чрезвычайной ситуации. Если режим вводится на всей территории страны, Совет Федерации и Госдума продолжают работать на протяжении всего периода своего действия.
Президент назначает коменданта в зоне чрезвычайного положения, который руководит сотрудниками правоохранительных органов и вооруженными силами, который обеспечивает чрезвычайное положение, определяет порядок применения ограничений или предлагает президенту ввести дополнительные ограничения, а также участвует в работе любых государственных или местных органов власти на своей территории. Для координации действий различных сил и средств комендант может создать совместный оперативный штаб.
Закон предусматривает возможность введения «особого управления» территорией, на которой объявлено чрезвычайное положение, после соответствующего предупреждения, адресованного президентом населению и должностным лицам органов государственной власти субъекта Российской Федерации. Российской Федерации и местных органов власти, действующих на такой территории.
Временный специальный территориальный орган полностью или частично принимает на себя полномочия региональных и местных властей. Глава этого органа назначается президентом, а комендант становится его первым заместителем.
Федеральный орган управления заменяет временный специальный орган, если он не справляется со своими задачами. Президент также назначает его главу, и комендант также становится его первым заместителем. При этом федеральный орган полностью берет на себя полномочия региональных и местных властей.