Мари-Анн Колло (1748-24 февраля 1821) была французским скульптором. Она была студенткой и невесткой Этьена Фальконе и наиболее известна как портретист, близкая к философским и художественным кругам Дидро и Екатерины Великой.
Мари-Анн Колло родилась в Париже и начала работать моделью в 15 лет в мастерской Жана-Батиста II Лемуана. Он оказал определяющее влияние на ее карьеру портретиста. Затем она вошла в мастерскую Этьена Фальконе, близкого друга Дидро. Она стала ученицей и верным другом Фальконе. Ее младший брат стал подмастерьем у издателя Андре Ле Бретона, который был одним из четырех издателей Дидро и Даламбера «s Энциклопедией.
Ее первыми работами были терракотовые бюсты друзей Фальконе, в том числе Дидро, актер Превиль в роли Сганареля в « Медсин мальгре-луи » Мольера и посол России князь Димитрий Алексеевич Голицын. Многие другие работы сейчас утеряны.
С тех пор все признавали ее талант, искренность и живой дух.
В октябре 1766 года Мария-Анн Колло сопровождала своего наставника Этьена-Мориса Фальконе в Санкт-Петербург, когда он был приглашен Екатериной Великой для создания конной статуи Петра Великого под названием « Медный всадник ».
За это время она лепила портреты членов Российского двора. Они восхищались талантом этой молодой женщины-скульптора, они не могли вспомнить никого другого, а ей было всего 18 лет.
Мари-Анна также создала гипсовую модель, которая была выбрана для головы Петра Великого для статуи после того, как Екатерина отклонила три попытки Фальконе.
В декабре того же года она представила свою работу Императорской Академии художеств, членом которой она была избрана 20 января 1767 года.
Она получала комфортную пенсию, которая для нее представляла собой целое состояние.
По просьбе Екатерины Великой Колло создал бюст, изображающий Фальконе. Сейчас он находится в Музее изящных искусств в Нанси, Франция. Она также попросила бюст Дидро в 1772 году. Когда Фальконе увидел его качество, говорят, что он уничтожил бюст Дидро, сделанный им самим. Бюст находится в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге.
Затем последовали бюсты Генриха IV Французского, Сюлли, Вольтера и, возможно, одного из Даламбера (ныне утерянного?). Также несколько изображений самой императрицы, великого князя Павла I и его супруги великой княгини Наталии, а также мраморные медальоны с историческими персонажами и людьми, связанными с российским двором; Петр Великий, императрица Елизавета и леди Кэткарт, жена лорда Кэткарта, посла Великобритании в России. Еще она сделала великолепный бюст своей дочери Марии. Говорили, что в Петербурге начался дефицит мрамора.
В 1777 году в Санкт-Петербурге Мария-Анн Колло вышла замуж за художника Пьера-Этьена Фальконе. Он был сыном Этьена Фальконе. Через год от союза родилась дочь. Однако брак оказался несчастливым и недолгим. Мадам Фальконе вернулась во Францию в 1778 году с младенцем.
В 1782 году Колло поехала в Голландию по приглашению своей подруги принцессы Голицыной. Находясь там, она вылепила мраморные бюсты Вильгельма, принца Оранского, и его жены, принцессы Вильгельмины Прусской.
Колло полностью отказалась от скульптуры, с тех пор сосредоточившись на обучении дочери и помощи своему тестю, который тяжело заболел. Она продолжала это делать до его смерти в 1791 году.
Французская революция полностью потрясла мир художников, писателей и философов. После смерти хозяина, ее мужа и друзей в 1791 году мадам Фальконе купила загородное поместье в Маримон, недалеко от деревни Бурдоне в Мозеле, Франция. Она удалилась туда и вела мирную жизнь. Она умерла в Нанси и похоронена в Бурдонне.
Пьер-Этьен Фальконе