2-4-0 марта

редактировать

2-4-0 марта

Марта 2-4-0 был экспериментальный шестиколесные Formula One гоночный автомобиль, построенный в марте инженерной компании Бичестере, Великобритания. Он был построен в конце 1976 года и испытан в начале 1977 года.

Автомобиль стал продолжением успешного использования Tyrrell Racing шестиколесного автомобиля Tyrrell P34 в гонках Формулы-1. Однако инженерная концепция 2-4-0 была совершенно иной.

Модель Minichamps 2-4-0 в масштабе 1:43
СОДЕРЖАНИЕ
  • 1. Tyrrell P34: четыре колеса впереди
  • 2 марта 2-4-0: четыре колеса сзади
  • 3 Дизайн, строительство и разработка
  • 4 Тестирование
  • 5 миф о появлении на Гран-при Бразилии
  • 6 Восхождение на холмы
  • 7 Наследие
  • 8 См. Также
    • 8.1 Двойной передний мост
    • 8.2 Двойной задний мост
  • 9 ссылки
  • 10 Внешние ссылки
Tyrrell P34: четыре колеса впереди
Основная статья: Tyrrell P34

Передние колеса автомобиля F1 с открытыми колесами создают аэродинамическое сопротивление. Идея Tyrrell P34 заключалась в том, что этот эффект лобового сопротивления можно уменьшить, используя передние шины меньшего диаметра. В то время обычные передние колеса F1 имели диаметр около 16 дюймов (40 см), но Тиррелл планировал использовать колеса диаметром всего 10 дюймов (25 см). Соответствующая потеря сцепления с дорогой была преодолена за счет установки двух передних колес с каждой стороны, что фактически увеличило сцепление с дорогой, а также уменьшило сопротивление. Конструкция включала систему, посредством которой все четыре передних колеса могли управлять автомобилем.

P34 был достаточно успешным, поскольку обе машины взяли памятный результат 1–2 на Гран-при Швеции 1976 года. Команда Tyrrell также заняла 3-е и 4-е место в общем зачете чемпионата. Однако в 1977 году машина оказалась менее успешной, и от этой идеи отказались. Причины заключались в том, что, хотя Goodyear производила специальные шины для автомобиля, шинная компания не смогла сопоставить их разработки по сравнению с шинами нормального размера, используемыми другими командами. Когда все четыре передних колеса управляли автомобилем, Тиррелл также обнаружил, что сложная четырехколесная передняя подвеска P34 в сборе добавила автомобилю большого веса.

2-4-0 марта: четыре колеса сзади
2–4–0 марта на Фестивале скорости в Гудвуде 2014 г.

В компании March Engineering в Бистере дизайнер Робин Херд внимательно наблюдал за экспериментом с P34 и к концу 1976 года пришел к выводу, что концепция «четырех передних колес» могла оказаться тупиком. По его оценке, улучшенная аэродинамика передней части была в значительной степени сведена на нет задними шинами, которые при диаметре 24 дюйма (60 см) все равно составляли от 30 до 40% общего лобового сопротивления автомобиля. Он также чувствовал, что с современным задним колесом При управлении автомобилем F1 дополнительное сцепление с дорогой можно было бы более эффективно использовать для ведущих колес.

Имея это в виду, Херд разработал план шестиколесного автомобиля с четырьмя ведущими колесами сзади и всеми колесами одинакового диаметра 16 дюймов. Его теория заключалась в том, что все шесть шин того же размера, что и обычная передняя шина F1., автомобиль будет не только тоньше, чем обычные автомобили F1, но и будет обладать улучшенными аэродинамическими характеристиками в задней части с гораздо более чистым воздухом, проходящим над крылом. Четыре ведущих колеса также означают лучшее сцепление с дорогой и, в отличие от Tyrrell, не будет проблем с разработка шин, так как автомобиль будет использовать ту же резину, что и обычный автомобиль F1.

Херд назвал это понятие « 2-4-0 », следуя нотации Уайта, используемой для описания железнодорожного подвижного состава: два ведущих колеса, четыре ведомых колеса, нулевые ведомые колеса.

Дизайн, строительство и разработка

Выявив очевидные технические преимущества этой концепции, Макс Мосли (партнер Херда в March Cars) дал добро на создание прототипа. Мосли отметил, что P34 произвел много дополнительной рекламы для Tyrrell и, помимо технических достоинств, полагал, что мартовский шестиколесный автомобиль будет привлекательной упаковкой для представления потенциальным спонсорам.

К сожалению, в течение 1976/77 года команда March находилась в довольно низком финансовом положении, и затраты на разработку полностью нового шестиколесного автомобиля были бы высокими. В качестве компромисса механиком команды Уэйном Экерсли в тихом уголке фабрики Bicester был адаптирован автомобиль Cosworth DFV March 761 с двигателем 1976 года. По возможности использовались уже имеющиеся детали из заводских магазинов.

Ключевой особенностью автомобиля с четырьмя ведущими колесами сзади будет трансмиссия. Чтобы свести к минимуму любые потери мощности на трение, требовалась оригинальная конструкция коробки передач. Он также должен быть сильнее (и, следовательно, тяжелее), чтобы противодействовать более высоким напряжениям при скручивании и изгибе, которые создавала бы моноблочная полноприводная система.

В оригинальной конструкции корпуса коробки передач компании Herd учитывались эти факторы, и для противодействия дополнительной нагрузке использовался ряд ребер жесткости. Однако на каком-то этапе разработки было решено, что отливка будет очень сложной и дорогой в производстве. В целях экономии некоторые ребра были удалены с чертежа.

Фактически, в конструкции использовалась стандартная коробка передач Hewland F1 для первой оси. Для этого были установлены новый кожух, шестерни и удлиненная шестерня для второй оси. Практически это означало, что любое шасси 761 можно было легко адаптировать, если концепция окажется работоспособной.

После того, как 2-4-0 был частично построен, в конце ноября 1976 года прессу пригласили на завод для ознакомления с доселе «секретным» проектом. Открытие вызвало огромный интерес благодаря статьям в нескольких журналах по автоспорту, а также фотографии на обложке журнала Autosport на следующей неделе (от 2 декабря 1976 г.).

Одновременно компания также обрисовала в общих чертах планы проведения полнофункциональных демонстрационных и опытно-конструкторских испытаний на трассе Сильверстоун, запланированных на две недели позже.

Тестирование

Первое испытание было проведено в Сильверстоуне в конце 1976 года. К сожалению, на первом круге корпус коробки передач прогнулся, и шестерни вышли из зацепления. Не удалось найти немедленного решения, поэтому заднее коронное колесо и шестерня были сняты на оставшуюся часть дневных испытаний. Фактически, 2-4-0 снова стал полноприводным автомобилем. К счастью для марта, на трассе был дождливый день, и гонщик Хауден Гэнли не мог толкать машину слишком быстро. Следовательно, СМИ сообщили об успешном проведении испытания.

Проблемы на первом круге показали, что автомобилю нужен новый, более прочный картер коробки передач и серьезная программа развития. Поскольку для этого не хватало времени и ресурсов, компания отказалась от приоритетности проекта 2-4-0.

В феврале 1977 года автомобиль - теперь оснащенный более мощной коробкой передач - снова ехал в Сильверстоуне с водителем Яном Шектером за рулем. Несмотря на то, что это был еще один дождливый день, автомобиль ехал вверх и вниз по Ангарной прямой, и Шектер сообщил, что с четырьмя ведущими колесами сцепление с дорогой было «невероятным». Кроме того, события дня снова попали на первую полосу журнала Autosport (от 10 февраля 1977 года).

Но это был конец истории развития Формулы-1 2-4-0. После повторного появления на Гран-при Бельгии в июне переделанное шасси 761 было преобразовано в обычный четырехколесный автомобиль.

Миф о появлении на Гран-при Бразилии

В августе 2002 года на веб-сайте 8W появилась статья, в которой на основании неправильно идентифицированной фотографии утверждалось, что 2-4-0, возможно, появлялись на практике на Гран-при Бразилии 1977 года в конце января. На фотографии, о которой идет речь, на самом деле показаны испытания машины в Сильверстоуне в феврале 1977 года, и из современных отчетов о Гран-при ясно, что 2-4-0 отсутствовали. Автор статьи 8W исправил ошибку, но не раньше, чем она была использована в качестве источника для ряда других веб-сайтов.

скалолазание

В 1979 году концепцию 2-4-0 возродил британский специалист по Hillclimb Рой Лейн. Лейн купил шасси March 771 и с благословения Робина Херда одолжил улучшенную трансмиссию 2-4-0. Тот факт, что 2-4-0 изначально был недорогой заменой стандартного шасси March F1 в мастерской, означал, что Лейн легко смог установить его на свой автомобиль.

Воспользовавшись преимуществом тяги четырех колес, Лейн в том же году выиграл несколько британских соревнований по лазанию по холмам в зачете 771 / 2-4-0 с первой победой в Вискомб-парке в мае. Однако по прошествии сезона с автомобилем возникли проблемы, и Лейн в конце концов вернулся к конфигурации с четырьмя колесами.

Наследие

Несмотря на ограниченный успех в краткосрочных гонках, концепция 2-4-0 никогда не была опровергнута. Возможно, если бы программа снижения веса была реализована (возможно, с использованием более прочных и легких материалов) и улучшилась бы управляемость автомобиля, 2-4-0 могли бы оказаться успешными в Формуле 1. Эта концепция, безусловно, хорошо адаптировалась бы к наземному эффекту, который стал новой технологией в гонках Гран-при.

Команда WilliamsF1, похоже, согласилась с теорией Херда, потому что в 1982 году они построили и испытали шестиколесный автомобиль в стиле 2-4-0, обозначенный как FW08B. Однако любые надежды увидеть гоночную машину в стиле 2-4-0 в Гран-при рухнули, когда FIA запретила все системы полного привода в этой категории. FW08B остается экспонатом в заводском музее Уильямса.

История 2-4-0 марта не обошлась без серебряной подкладки для компании, создавшей ее. Как и предполагал Макс Мосли, машина действительно была огромным магнитом для рекламы. Кроме того, значительный доход был получен для команды, когда компания Scalextric приобрела права на производство и продажу самой продаваемой копии игровых автоматов в масштабе 1/32.

Март 2-4-0 в настоящее время находится в коллекции Louwman в Гааге, Нидерланды, и участвовал в гонках на Золотой кубок Oulton Park 2014 года.

Смотрите также

Двойной передний мост

Двойной задний мост

Рекомендации
Внешние ссылки

Последняя правка сделана 2023-08-08 07:04:37
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте