MAN M-System, также называемая M-Process и M сгоранием, представляет собой систему прямого впрыска для дизельных двигателей. В двигателях M-System топливо впрыскивается на стенки камеры сгорания, расположенной исключительно внутри поршня и имеющей форму сферы. Система M была устарела из-за современных систем впрыска топлива для дизельных двигателей. Из-за своих особенностей M-System использовалась только для стационарных применений и двигателей грузовых автомобилей, двигатели для легковых автомобилей с такой конструкцией никогда не производились. Буква M - это сокращение от немецкого слова Mittenkugelverfahren, что означает процесс горения центральной сферы.
В отличие от обычных дизельных двигателей, в которых топливо впрыскивается как можно дальше от стенок камеры сгорания для повышения эффективности, в двигателях M-System топливо впрыскивается на стенки камеры сгорания. Камера сгорания расположена внутри корпуса поршня и имеет форму сферы. Обычно двигатели M-System имеют форсунки с одной или двумя форсунками. В сочетании с относительно низким давлением впрыска это приводит к образованию тонкой топливной пленки на стенках камеры сгорания. Однако небольшая часть топлива впрыскивается в воздух, чтобы инициировать сгорание, что повышает температуру внутри цилиндра. Повышенная температура затем вызывает испарение и возгорание топливной пленки. Обычные дизельные двигатели смешивают воздух и топливо во время впрыска, создавая высокую скорость подачи топлива с высоким давлением впрыска. Однако в двигателях M-System смешивание воздуха и топлива происходит после впрыска. Из-за низкой скорости испарения топлива из стенок камеры сгорания скорость воздуха должна быть большой, чтобы достичь высокой относительной скорости воздух-топливо для облегчения перемешивания. Поэтому двигатели M-System имеют специальные впускные каналы вихревого типа.
Идея этого принципа работы заключается в создании более однородной воздушно-топливной смеси с более равномерным распределением воздуха и топлива, чем в обычных дизельных двигателях. Таким образом, двигатели M-System имеют относительно хорошее использование воздуха и могут работать при большой нагрузке без образования сажи. Из-за небольшого количества топлива, которое смешивается с воздухом в начале зажигания, повышение давления довольно низкое, что приводит к низкому шуму сгорания.
Двигатели M-System страдают от высоких потерь тепла и потока, что приводит к снижению эффективности и, как следствие, более высокому расходу топлива. Кроме того, тепловые нагрузки поршня и головки блока цилиндров очень высоки, что делает двигатели M-System не очень подходящими для турбонаддува. При средней нагрузке двигатели M-System выделяют большое количество углеводородов.
В двигателях M-System топливо не подвергается нагреву во время фазы впрыска, что позволяет использовать не только обычные виды топлива для дизельных двигателей, но и нефтяные фракции со средней температурой кипения от 313 до 673 K, а также бензин с не более 86 RON в качестве топлива.
Специальная версия M-System, FM-System, была разработана для дальнейшего улучшения многотопливных характеристик M-System. FM - это сокращение от немецкого слова Fremdzündungsmittenkugelverfahren, что означает процесс сгорания сферы в центре искрового зажигания. Двигатели FM-System имеют искровое зажигание, но при этом сохраняют характеристики, типичные для дизельных двигателей, такие как внутреннее смесеобразование и качественный контроль крутящего момента. Следовательно, двигатели FM не являются ни дизельными двигателями, ни двигателями Отто; вместо этого они работают по гибридному процессу сгорания. По сравнению с обычными двигателями M-System характеристики выхлопа лучше. Свечи зажигания, используемые в двигателях FM-System, расположены на противоположной стороне форсунки и обычно имеют два параллельных штыревых электрода или три массовых электрода.
Говорят, что немецкий инженер Курт Блюм придумал идею M-System в 1940 году. В 1941 году он впервые изложил свою идею на бумаге. После Второй мировой войны Й. Зигфрид Мёрер, в то время инженер MAN, продолжил разработку M-System и подготовил ее к серийному производству. Meurer получил патент (DBP 865683) на M-System в 1951 году. Первый прототип двигателей M-System работал на испытательном стенде в 1954 и 1955 годах. Восточногерманский производитель IFA приобрел лицензию на M-System и построил 4 VD 14., 5 / 12-1 SRW Дизельный двигатель, начиная с 1967 года, это двигатель с самым большим серийным номером с системой M. В середине 1960-х годов Й. Бёттгер заявил, что двигатели MAN M не работают по принципу, описанному в патенте Meurer (DBP 865683), что привело к патентному иску. Двигатели FM-System использовались с конца 1960-х до середины 1980-х годов.