Марта Месарош | |
---|---|
Родился | ( 1931-09-19)19 сентября 1931 г. (90 лет) Будапешт, Венгрия |
Занятие | Кинорежиссер Сценарист |
Активные годы | 1954 – настоящее время |
Марта Месарош (родилась 19 сентября 1931 года) - венгерский сценарист и кинорежиссер. Дочь скульптора Ласло Месароша, Месарош начала свою карьеру в документальном кино, сняв 25 короткометражных документальных фильмов за десять лет. Ее полнометражный режиссерский дебют, Eltavozott nap / The Girl (1968), был первым венгерским фильмом, снятым женщиной, и получил специальный приз жюри на Международном кинофестивале в Вальядолиде.
В творчестве Месароша автобиографические детали часто сочетаются с документальными кадрами. Известные темы включают отрицание персонажами своего прошлого, последствия нечестности и гендерные проблемы. В ее фильмах часто используются героини из разрозненных семей, например, молодые девушки, ищущие своих пропавших родителей ( «Девушка») или женщины среднего возраста, желающие усыновить детей (« Усыновление» ).
Хотя Mészáros сделал более пятнадцати художественных фильмов, она, возможно, лучше всего известен Дневник для моих детей (1984), который выиграл Гран - при Каннского кинофестиваля. Это была первая запись в трилогии автобиографических фильмов, в которую также входят « Дневник для моих любовников» (1987) и « Дневник для моих матери и отца» (1990).
За свою карьеру Месарош завоевала награды « Золотой медведь» и « Серебряный медведь » на Берлинале ; Золотая медаль на Чикагском международном кинофестивале ; Silver Shell на Международном кинофестивале в Сан - Себастьяне ; и приз ФИПРЕССИ на Каннском кинофестивале. В 1991 году была членом жюри 17-го Московского международного кинофестиваля.
Месарош родилась в Будапеште и провела первые два года своей жизни в Советском Союзе, куда ее родители эмигрировали как художники-коммунисты в 1936 году. Находясь там, отец Месароша, Ласло Месарош, был арестован и убит в 1938 году при сталинском режиме. мать умерла при родах. Осиротевшая, Месарош была воспитана приемной матерью в СССР, где ходила в школу. Вернувшись в Венгрию в 1946 году, Месарош вернулась в Москву, чтобы учиться во ВГИКе, и снова вернулась в Венгрию только после ее окончания в 1956 году.
Месарош начала работать в Будапештской студии кинохроники в 1954 году, где она сняла четыре короткометражных фильма, а затем в документальной студии Александру Сахиа в Бухаресте, Румыния, с 1957 по 1959 год. Затем она вернулась в Будапешт в 1958 году, чтобы снимать научно-популярные и документальные короткометражки, где она работала до 1968 года. Месарош присоединилась к Mafilm Group 4 в середине 1960-х годов и сняла свой первый полнометражный фильм в 1968 году. первая женщина-режиссер в Венгрии, снявшая художественный фильм. В 1980-х годах Месарош сняла полуавтобиографические «Дневниковые фильмы», которые оказали большое влияние на «венгерское кино» благодаря ее сознательному изображению правительства и личного прошлого. Она бросила вызов цензуре в Венгрии и зарекомендовала себя как неотъемлемый голос в кинематографе страны. С момента выхода первого полнометражного фильма Месарош в 1968 году она сняла более пятидесяти фильмов, выиграла множество наград и была судьей на различных жюри; Она и по сей день продолжает снимать фильмы.
Фильмы Месарош во многом отражают ее опыт взросления и затрагивают вопросы, имеющие отношение к ее жизни. Месарош потеряла обоих родителей в раннем возрасте и большую часть юности прожила в постсталинистской Венгрии. Ее жизнь была полна трагедий и угнетений, и ее фильмы часто отражают это. Кроме того, поскольку многие из ее первых лет в качестве режиссера Месарош работала над документальными фильмами, многие из ее художественных фильмов также содержат много документальных материалов. В большинстве полнометражных фильмов Месароша фильмы открыты, в них отсутствует традиционный сюжет, а диалоги редки.
Что касается содержания, фильмы Месароша исследуют широкий и часто трагический разрыв между идеалами и реальностью, а также между родителями и их детьми. Фильмы Месароша посвящены реалиям, которые обычно игнорируются в кинематографе Восточной Европы : подчинение женщин, конфликты городских и сельских культур, антагонизм между бюрократией и ее служащими, алкоголизм, разрыв поколений, распад традиционных семейных структур и тяжелое положение государства. -воспитанные дети.
Месарош - одна из немногих женщин-режиссеров, которые постоянно снимают фильмы, пользующиеся успехом у критиков и коммерчески для международной аудитории. Ее восемь полнометражных фильмов, снятых с 1968 по 1979 год, посвящены социальному угнетению, экономическим ограничениям и эмоциональным проблемам, с которыми сталкиваются венгерские женщины. По ее собственным словам, Месарош объясняет: «Я рассказываю банальные, банальные истории, а затем в них главные роли - женщины - я изображаю вещи с точки зрения женщины».
Месарош впервые вышла замуж за Ласло Карда (режиссера) в 1957 году, но в 1959 году они развелись, а в 1960 году она вышла замуж за Миклоша Янчо, венгерского кинорежиссера и сценариста, с которым познакомилась во время работы с Mafilm Group 4. Хотя они позже развелась в 1973 году, их два сына, Ньика Янчо и Миклош Янцо-младший, каждый по отдельности работали в качестве режиссера-постановщика во многих ее фильмах. Позже она вышла замуж за польского актера Яна Новицкого, но в 2008 году они развелись. Новицки снялась во многих ее фильмах, в том числе в главной роли в «Непогребенных мертвецах». Его сын от более ранних отношений Лукаш Новицки снялся в фильме Месароша « Кисвилма». У Месароша также есть дочь Касия Янчо от второго брака.
Режиссер (65 наименований)
Год | Заголовок | Директор | Сценарист |
---|---|---|---|
1968 г. | Девушка | да | да |
1969 г. | Холдудвар / Garden Party | да | да |
1970 г. | Szép lányok, ne sírjatok! | да | Нет |
1973 | Szabad lélegzet / Riddance | да | да |
1973 | Szeptember végén (ТВ, фильм) | да | Нет |
1975 г. | Принятие | да | да |
1976 г. | Kilenc hónap / Девять месяцев | да | да |
1977 г. | Двое из них | да | да |
1978 г. | Олян мятный оттон / Just Like Home | да | да |
1979 г. | Útközben / В движении | да | да |
1980 г. | Наследницы | да | да |
1981 г. | Анна | да | да |
1983 г. | Délibábok országa | да | Нет |
1984 | Дневник для моих детей | да | да |
1987 г. | Дневник для моих любовников | да | да |
1989 г. | Пока, пока, шаперон Руж | да | да |
1990 г. | Дневник для мамы и отца | да | да |
1992 г. | Эдит и Марлен / Эдит и Марлен (ТВ) | да | Нет |
1994 г. | Плод | да | да |
1996 г. | Седьмая комната | да | да |
1998 г. | Három dátum (документальный) | да | |
1999 г. | A Szerencse lányai / Дочери удачи | да | да |
2000 г. | Кисвильма - Az utolsó napló / Маленькая Вильна: Последний дневник | да | да |
2004 г. | Непогребенный человек | да | да |
2009 г. | Utolsó jelentés Annáról / Последний отчет об Анне | да | да |
2011 г. | Ármány és szerelem Anno, 1951 (ТВ) | да | да |
2017 г. | Северное сияние | да | да |
Берлинский международный кинофестиваль :
Чикагский международный кинофестиваль :
Карловарский международный кинофестиваль :
Московский международный кинофестиваль :
Международный кинофестиваль в Сан-Себастьяне :
Международный кинофестиваль в Трансильвании