Миклош Янчо | |
---|---|
Янчо у себя дома, 2000 год | |
Родился | (1921-09-27) 27 сентября 1921 года. Вац, Королевство Венгрия |
Умер | 31 января 2014 года (2014-01-31) (92 года). Будапешт, Венгрия |
Род занятий | Кинорежиссер, сценарист, продюсер, актер |
Годы работы | 1950–2014 |
Супруг (ы)) | Каталин Вовесный (1949–1958). Марта Месарош (1958–1968). (1981–2014; его смерть) |
Миклош Янчо ( Венгр: ; 27 сентября 1921 - 31 января 2014) был венгерским кинорежиссером и сценаристом.
Янчо приобрел международную известность с середины 1960-х годов благодаря своим работам, включая The Round-Up (Szegénylegények, 1965), The Red and the White (Csillagosok, katonák, 1967) и Красный псалом (Még kér a nép, 1971).
Фильмы Янчо характеризуются визуальной стилизацией, элегантно поставленными кадрами, длительными кадрами, историческими периодами, сельской местностью и отсутствием психоанализа. Частая тема его фильмов - злоупотребление властью. Его работы часто представляют собой аллегорические комментарии к Венгрии при коммунизме и советской оккупации, хотя некоторые критики предпочитают подчеркивать универсальные аспекты исследований Янчо. К концу 1960-х и особенно в 1970-е годы работы Янчо становились все более стилизованными и явно символическими.
Миклош Янчо родился в семье венгра Шандора Янчо и румынки Анджелы Попарада. После окончания университета он изучал право в Печ, получив степень в Колозваре (Клуж ) в 1944 году. Он также прошел курсы истории искусства и этнографии, которые продолжил изучать в Трансильвания. После выпуска Янчо участвовал в Второй мировой войне и некоторое время находился в плену. Он зарегистрировался в адвокатуре, но отказался от юридической карьеры.
После войны Янчо поступил в Академию театрального и киноискусства в Будапеште. Он получил диплом режиссера в 1950 году. Примерно в это же время Янчо начал работать над кадрами кинохроники и освещал такие темы, как Первомай, урожаи сельскохозяйственных культур и государственные визиты советских сановников.
Янчо впервые начал снимать фильмы в 1954 году, снимая документальные кинохроники. В период с 1954 по 1958 год он снимал короткометражные кинохроники, сюжеты которых варьировались от портрета венгерского писателя Жигмонда Морича в 1955 году до официального визита в Китай в 1957 году. Хотя эти фильмы не отражают эстетическое развитие Янчо, они дали режиссеру возможность освоить техническую сторону создания фильмов, а также позволить ему путешествовать по Венгрии и воочию увидеть, что там происходит.
В 1958 году он завершил свой первый полнометражный художественный фильм, в котором снялся Миклош Габор. В фильме нацистские немцы вынуждают группу венгерских школьников присоединиться к армии и сражаться против русских на восточном фронте. Когда школьники начинают узнавать и понимать нацистский режим, они отвергают предложение немцев. Янчо теперь отвергает эту раннюю работу.
Янчо затем вернулся к созданию документальных фильмов, включая сотрудничество со своей женой Мартой Месарош. В 1959 году он встретил венгерского писателя Дьюла Эрнади, который сотрудничал с фильмами Янчо до своей смерти в 2005 году.
После участия в фильме Három csillag с Золтан Варконьи и Кароли Видерманн в 1960 году, следующим художественным фильмом Янчо была Кантата (Oldás és kötés) 1962 года. В фильме снимались Золтан Латинович и Андор Айтай, и был написан Янчо из рассказа Йожефа Лендьеля. В фильме Латиновиц играет молодого врача со скромными корнями, который устает от своей интеллектуальной жизни и карьеры хирурга в Будапеште. Он решает снова посетить место своего рождения: ферму своего отца на венгерских равнинах, и на него влияет связь с природой, которую он забыл в городе. Он встречает своего бывшего учителя, который напоминает ему о давно забытых детских воспоминаниях. В конце концов, Латинович учится ценить и свою легкую жизнь в городе, и деревенскую жизнь своей юности, которая сделала все это возможным. Фильм получил неоднозначные отзывы кинокритиков в Венгрии, но получил приз от Hungarian Critics Circle.
Следующим фильмом Янчо был Мой путь домой (Így jöttem), выпущенный в 1964 году. был его первым сотрудничеством со сценаристом Дьюла Эрнади, в котором снимались Андраш Козак и Сергей Никоненко. В фильме Козак играет Джозака, подростка-дезертира из управляемой нацистами армии Венгрии в конце Второй мировой войны. Он дважды попадает в плен Красной Армии, где ему поручают охранять стадо овец. Там он дружит с молодым русским солдатом (Никоненко), который умирает от ранения в живот. Два друга, которые не могут общаться с помощью языка, начинают вести себя как мальчишки и невинно играют в игры вместе, забывая о своих ролях похитителя и пленника. Русский солдат, наконец, умирает от ранения, и Йозак снова начинает свой путь домой, одетый в советскую армейскую форму своего умершего друга, чтобы согреться.
Хотя «Мой путь домой» привлек скромное международное внимание, его следующая картина в 1965 году, The Round-Up (Szegénylegények), был огромным хитом внутри страны и за рубежом и часто считается значительным произведением мирового кино. Фильм снова был написан Эрнади, в нем снимались Янош Гёрбе, Золтан Латиновиц, Тибор Мольнар, Габор Агарди и Андраш Козак.
Облав происходит вскоре после неудавшегося венгерского восстания против австрийского владычества в 1848 году и попыток властей отсеять тех, кто участвовал в восстании. Фильм был снят в широкоэкранном черно-белом формате постоянным сотрудником Янчо Тамашом Сомло. Несмотря на то, что это самый известный фильм Янко, «Сводка новостей» не демонстрирует многие из его фирменных элементов в той степени, в которой он их позже развил бы: таким образом, кадры сравнительно короткие, и, хотя движения камеры тщательно скомпонованы, они не демонстрируют сложный плавный стиль, который станет отличительным в более поздних фильмах. Тем не менее, в фильме используется любимая постановка Янчо, венгерская puszta (простая), снятая при характерно ярком солнечном свете.
Премьера «Сводки новостей» состоялась на Каннском кинофестивале 1966 года и имела огромный международный успех. Венгерский кинокритик Золтан Фабри назвал его «возможно, лучшим венгерским фильмом из когда-либо созданных». Кинокритик Дерек Малкольм включил «Сводку новостей» в свой список 100 величайших фильмов, когда-либо созданных. В Венгрии фильм посмотрели более миллиона человек (в стране с населением 10 миллионов).
Следующая работа Янчо Красное и белое (Csillagosok, katonák, 1967) была венгерско-советским совместным производством, приуроченным к 50-летию Октябрьской революции 1917 года в России и последующей Венгерская революция 1919 года. Действие Янчо произошло два года спустя, во время Гражданской войны в России, и он снял антигероический фильм, изображающий бессмысленность и жестокость вооруженного боя. В фильме снимались Йожеф Мадарас, Тибор Мольнар и Андраш Козак, сценарий был написан Янчо.
Наряду с Противостояние премьера фильма «Красные и белые» должна была состояться на Каннском кинофестивале 1968 года, но фестиваль был отменен из-за событий Май 1968 года во Франции. На международном уровне этот фильм стал самым большим успехом Янчо и получил признание критиков в Западной Европе и США. Он получил премию «Лучший иностранный фильм» от Французского синдиката кинокритиков. Наряду с «Красным псалом» (1971) он включен в книгу «1001 фильм, который нужно посмотреть, прежде чем умереть».
Янчо затем снялся в фильме Тишина и плач (Csend és kiáltás) в 1968 году. В фильме снимается Андраш Козак в роли молодого революционера, который скрывается в стране после неудачной Венгерской революции 1919 года.. Козака скрывает сочувствующий фермер, которого подозревает и постоянно унижает Белая армия. Козак увлекается женой фермера, и она начинает травить мужа. Мораль Козака вынуждает его отдать жену фермера Белой армии. Это был первый фильм, который Янцо снял с оператором Яношом Кенде, а сценаристы его написали Дьюла Эрнади и Янцо.
Также в 1968 году Янцо снял свою первую цветную работу «Противостояние» (Fényes szelek, 1969). Это также был первый фильм, в котором песня и танец стали неотъемлемой частью фильма, элементы, которые будут становиться все более важными в его творчестве 1970-х годов и его недавних фильмах о Пепе и Капе. В главных ролях: Андреа Драгота, Кати Ковач и Лайош Балашовиц.
Фильм вращается вокруг реальных событий, которые произошли, когда Венгрия пыталась обновить свою систему образования после прихода к власти коммунистов в 1947 году. студенты-революционеры в области кино из одного из коммунистических народных колледжей начинают кампанию по привлечению студентов из более старшего католического колледжа. Кампания начинается с песен и лозунгов, но в конечном итоге превращается в насилие и сжигание книг.
Янчо завершил десятилетие Сирокко (Зимний ветер) в 1969 году. В фильме снимались Жак Шаррье, Марина Влади, Ева Суонн, Йожеф Мадарас, Иштван Буйтор, Дьёрдь Банфи и Филипп Марч. Янсо и Эрнади написали сценарий в сотрудничестве с Фрэнсисом Жиродом и Жаком Руффио. В фильме изображена группа хорватских анархистов 1930-х годов, которые замышляли убийство короля Югославии Александра I.
В конце 1960-х фильмы Янчо больше склонялись к символизму, кадры стали длиннее и визуальная хореография стала более сложной. Это полностью реализовалось в 1970-х годах, когда он довел эти элементы до крайностей. Что касается длины кадра, например, Elektreia (Szerelmem, Elektra, 1974) состоит всего из 12 кадров в фильме длительностью 70 минут. Этот в высшей степени стилизованный подход (в отличие от более реалистичного подхода 1960-х годов) получил широкое признание благодаря фильму Red Psalm (Még kér a nép, 1971), который принес Янцо награду за лучшую режиссуру в Каннах в 1972 году. Сводка новостей "Красный псалом" посвящена обреченному восстанию.
Во второй половине 1970-х Янчо начал работу над амбициозной трилогией Vitam et sanguinem, но только над первыми двумя фильмами: Hungarian Rhapsody (Magyar rapszódia, 1978) и (1978) были сделаны, поскольку критическая реакция была приглушена. В то время фильмы были самыми дорогими из произведенных в Венгрии. В 1970-х Янчо разделил свое время между Италией и Венгрией и снял в Италии несколько фильмов, самый известный из которых - Частные пороки, общественные добродетели (Vizi privati, pubbliche virtù, 1975), интерпретация дела Майерлинга. Его итальянские фильмы, однако, подвергались критике. В отличие от фильмов Янчо 1980-х, не было общей критической переоценки его итальянских работ, и они остаются самой неясной частью его фильмографии.
Фильмы Янчо 1980-х не имели успеха, и в то время некоторые критики обвиняли Янчо в том, что он просто перефразировал визуальные и тематические элементы из его предыдущих фильмов. Однако совсем недавно эти работы были переоценены, и некоторые критики считают, что этот период включает в себя наиболее важные произведения Янчо.
Сердце тирана (A zsarnok szíve, avagy Boccaccio Magyarországon, 1981) можно считать переходным фильмом. между известными историческими произведениями 1960-х и 1970-х годов и более поздними, более ироничными и самосознательными фильмами Янчо. Хотя в нем все еще есть историческая обстановка (дворец 15-го века в Венгрии), онтологические исследования фильма легче группируют его с более поздним периодом режиссера. Фильм намеренно подрывает способность зрителей выстраивать представление о реальности в сюжете, что противоречит самому себе и включает в себя множество постмодернистских вмешательств, поднимающих вопросы о его собственной манипулятивной природе.
Его фильм 1985 года Рассвет (Хайнал) был включен в 36-й Берлинский международный кинофестиваль. В 1987 году он был членом жюри 15-го Московского международного кинофестиваля.
Позже в том же десятилетии Янчо отказался от исторических сельских пейзажей венгерской пушты и перешел в современный городской Будапешт.. Таким образом, «Сезон монстров» (Szörnyek évadja, 1986) стал первым фильмом Янчо со сценами современного Будапешта после Кантаты 23 года назад. Несмотря на то, что действие этого фильма происходит в современной обстановке, очень мало событий происходит в городе, а большая часть все еще находится на пустыре. В то время как были введены некоторые новые визуальные образы (в том числе увлечение телеэкранами, показывающими отрывки из более поздних или более ранних событий в фильме), другие, такие как свечи и обнаженные женщины, были сохранены. В более поздних фильмах десятилетия Янчо продолжал использовать сюрреалистично-пародийный стиль, который он развил в «Сезоне». Действие этих фильмов, наконец, происходит в городской среде.
Хотя некоторые критики отреагировали положительно (например, «Сезон монстров» получил почетную награду в Венеции за создание «нового языка изображений»), критическая реакция на эти фильмы в целом была действительно очень жесткой, причем некоторые критики назвали ее их как самопародию. В последнее время критики были добрее к этим плотным и часто преднамеренно тупым фильмам, причем некоторые считали его работы 1980-х годов его наиболее убедительными, но полной реабилитации помешало то, что эти работы очень редко показываются.
Его фильм 1989 года Гороскоп Иисуса Христа был включен в 16-й Московский международный кинофестиваль.
В начале 1990-х Янчо снял два фильма, которые тематически можно сгруппировать с работами 80-х, (Isten hátrafelé megy, 1990) и (Kék Duna keringő, 1991). Хотя они продолжают работу предыдущего десятилетия, они также являются реакцией на новую посткоммунистическую реальность Венгрии и исследуют внутреннюю борьбу за власть. После долгого перерыва в работе над полнометражными фильмами Янчо вернулся с фильмом «« Фонарь Господень в Будапеште » (Nekem lámpást adott kezembe az r Pesten, 1999), который оказался неожиданным возвращением для режиссера. Фильм в основном (но не полностью) обходится без длинных дублей и хореографических движений камеры, и для этого Янчо начал работать с новым оператором-постановщиком (который также является самостоятельным режиссером). Сюжет разворачивается вокруг двух могильщиков Пепе и Капы, пытающихся разобраться в меняющихся реалиях посткоммунистического Будапешта. Несмотря на насмешки над молодыми венграми за их мелочность, фильм оказался для них незначительным хитом, чему способствовали выступления некоторых из лучших музыкальных исполнителей Венгрии в фильме.
В конце 1990-х карьера Янчо возродилась с серией импровизированных малобюджетных фильмов, которые были остроумными и самоуничижительными. Наряду с относительно хорошими кассовыми сборами венгерских фильмов для арт-хауса, эти фильмы пользуются популярностью у нового поколения молодых зрителей. Успех «Фонарь Господень в Будапеште» привел к появлению череды фильмов Пепе и Капа (на данный момент шесть, последний в 2006 году в возрасте 85 лет). Хотя все эти фильмы уходят корнями в настоящее, в недавних фильмах Янчо также вернулся к своей прежней любви к историческим темам, в том числе к изображениям Холокоста и разрушительного поражения Венгрии от османов в 1526 году, обычно в контексте критики венгров за то, что они не понимание смысла собственной истории. Эти фильмы очень популярны среди молодых киноманов, в основном из-за постмодернистского, современного подхода к кинопроизводству, черного абсурдного юмора и появления нескольких популярных альтернативных и / или андеграундных групп и людей. Янчо также укрепил свою репутацию, снявшись в нескольких фильмах. Помимо того, что он появлялся в фильмах Пепе и Капа, он также играл гостевые роли в работах молодых многообещающих венгерских режиссеров.
В дополнение к художественным фильмам Янчо снял несколько короткометражных и документальных фильмов на протяжении своей карьеры, а с 1971 по 1980-е годы также работал в театре. Миклош Янчо был почетным ученым в Университете театрального и киноискусства в Будапеште с 1988 года, а в период с 1990 по 1992 год работал в Гарварде.
Во время Коммунистическую эпоху Янчо часто критиковали за то, что он был формалистом, националистом и вообще выступал против социалистической идеологии. Начиная с 1990-х годов Янчо стал известен тем, что активно поддерживал венгерскую либеральную партию SZDSZ. Многие из его утверждений, как и его криво увольнением Венгрии и ее истории сделали его несколько противоречивой фигурой. Он также выступал за легализацию конопли.
В 1949 году он женился на Каталин Вовесный; их двое детей - Ньика (Миклош Янчо младший, 1952 г.р.) и Бабус (Каталин Янчо, 1955 г.р.). После развода с Вовесным в 1958 году он женился на кинорежиссере Марте Месарош. В 1968 году Янцо познакомился в Будапеште с итальянской журналисткой и автором сценария Джованной Гальярдо. Они переехали в Рим, где он проработал почти десять лет, время от времени работая в Будапеште. В 1980 году он расстался с Гальярдо и женился на кинорежиссере Жуже Чакани в 1981 году. В 1982 году у них родился сын Давид.
Янчо умер от рака легких 31 января 2014 года в возрасте 92 лет. Соучастник венгерского режиссера Бела Тарр назвал Янчо «величайшим венгерским режиссером всех времен».
Он получил пять номинаций на Премию за лучшую режиссуру на Каннский кинофестиваль. выиграл за Красный псалом в 1972 году. В 1973 году он был удостоен престижной Премии Кошута в Венгрии. Он получил награды за свою жизненную работу в 1979 и 1990 годах в Каннах и Венеции соответственно.
На Викискладе есть средства массовой информации, связанные с Миклошем Янчо. |