Лоби принадлежат этническая группа, которая возникла на территории современной Ганы. Примерно с 1770 года многие народы лоби мигрировали в южную Буркина-Фасо, а затем в Кот-д'Ивуар. Группа состоит примерно из 180 000 человек. Лобири - это название языка, на котором говорят люди лоби.
Лоби - это общий термин, который относится к нескольким близкородственным этническим группам, которые составляют примерно 7% населения Буркина-Фасо, включая собственно основного Лоби, Дагара, Дайан (он же Jãa), Ган и Тенбо / Лорон (он же Лорхон, Тиз, Тегесси и Тууна). Важно признать, что среди них только Ганы принадлежат к политически централизованному и королевскому обществу. Другие группы обычно называют «ацефальными», что вводит в заблуждение, но призвано сигнализировать об отсутствии централизованной политической власти. Традиции различаются между группами, но некоторые разделяют общее чувство идентичности благодаря участию в церемонии инициации, называемой дзёро (или диёро), которая проводится каждые семь лет. С точки зрения родства, отклонение билинейно. Многие дома Лоби также разделяют архитектурный стиль, который состоит из земляного комплекса со стенами, сделанными из горизонтальных рядов. Большинство из них одноэтажные и редко включают в себя больше, чем несколько небольших, стратегически расположенных отверстий, позволяющих свету проникать внутрь и позволять жителям видеть внешнее окружение. Исторически воины лоби использовали отравленные стрелы, чтобы отбиваться от нападающих (включая французских колонистов). В основном благодаря использованию деревенских и личных святынь они также разделяют анимистические верования, чтобы поддерживать продуктивные отношения с духовным миром. Они достигают этого благодаря регулярному взаимодействию с духами, называемыми тила, которые населяют широкий спектр природных территорий и рукотворных объектов, таких как батеба или антропоморфные святыни, которые теперь также хорошо известны в мире искусства. Тила - двойственные существа, которые требуют регулярных подношений - через жертвоприношения - в обмен на широкий спектр защитных и доброжелательных действий. Они являются посредниками с Тхангба Ю, удаленным Богом-Создателем.
Имя Лоби происходит от двух слов Лобири: лу (лес) и би (дети), что буквально означает «дети леса». Река Мухун важна для народов лоби по многим причинам. Что касается истории миграции, это знаменует собой побег от налетчиков рабов в современной Гане. В мифе он символизирует разделительную линию между этим миром и другим. Лоби пересекли Мунхун много веков назад с востока на запад, поселились в этих землях и принесли с собой глубокие анимистические верования и суеверия. Согласно легенде Лоби, духи умерших должны вернуться через реку, чтобы воссоединиться со своими благородными предками в древнем мире.
Лоби населяют районы южной части Буркина-Фасо. По словам директора музея в Гауа, который считается столицей Лоби, «Лоби - фермер, охотник и пастух, но, прежде всего, он воин». Жертвы рабских набегов, соперничающих кланов и гражданских споров, они являются одними из самых жестоких и гордых жителей Буркина-Фасо и постоянно подвергались нападениям со стороны империй и Кенедугу в 19 веке. Бакари Уаттара, брат основателя империи Гуйрико, возглавил наступление на лоби в 1815 году и, несмотря на поджог нескольких деревень, в конце концов был убит отравленной стрелой. Его сменил Каракара, который продолжил набеги, приведшие к разрушительной атаке в 1850 году, где они сильно пострадали и потеряли много, но так и не были полностью побеждены.
В июне 1898 года французы и британцы заключили соглашение о переходе страны Лоби под французскую юрисдикцию. Попытки контролировать народы были трудными, и лоби стали известны своим сопротивлением, используя отравленные стрелы, пытаясь предотвратить французское колониальное вторжение.
У Лоби хорошо задокументированы их анимистические верования, которые включают регулярное взаимодействие с духами предков и другими типами, такими как тила и контуурси. Взаимодействие с этими духами обычно происходит в тильдуу (домашнем алтаре), дитиле (деревенском святилище) и в других местах природы, населенных духами. Христианские миссионеры, работающие в южной части Буркина-Фасо, сообщили, что пожилой мужчина из деревни Лоби однажды отказался от духов в пользу христианства, отказавшись от своих фетишей в близлежащем озере. Когда он отвернулся от традиций, фетиши снова выпрыгнули из озера ему на спину, чтобы вернуть его. Люди лоби, принявшие христианство или ислам, теперь обычно сжигают свои фетиши. Или они могут продать их на рынке.
В анимизме Лоби Тхангба Ю - создатель всего живого. Народы лоби не имеют прямого контакта с Ним, но зависят от природных духов, известных как тила, невидимых посредников, которые могут использовать свои сверхъестественные силы для достижения добра или зла. Они устанавливают правила soser, которые диктуют, как Lobi должен вести себя в важных аспектах жизни. Подобно греческим или римским богам, сами тила подвержены смертным добродетелям и порокам. В обществе лоби часто есть тильдаар (деревенский прорицатель), который также может действовать как дитилдаар (деревенский священник; в каждой деревне есть только один), который интерпретирует сосер для местного сообщества. Особенно интуитивный и восприимчивый тильдаар способен интерпретировать до пятидесяти или более духов одновременно.
Жилища Лоби характеризуются как большие прямоугольные или многоугольные соединения, известные как maison soukala. Они расположены на хорошем расстоянии друг от друга и состоят из единой обширной глиняной стены и небольшого входа. Вход в дом Лоби - относительно недавняя разработка. Во многих домах есть лестница, сделанная из большого Y-образного ствола дерева с зазубренными ступенями, ведущая на крышу, где жители могут получить доступ к внутреннему зернохранилищу и своим комнатам внизу. Доступ к индивидуальным спальным помещениям также возможен внутри. Только тюордааркуун (или глава семьи; в обществе лоби нет «вождя») может дать разрешение войти в дом. Крыша широкая и плоская, образует террасу, которая обеспечивает обзорную площадку, но также может использоваться для сна в сухой сезон. Домашние животные имеют собственное пространство, а воду набирают из колодца или реки. Комнаты внутри дома Лоби очень темные, и их размер зависит от функции. У каждой жены есть комната для себя и своих детей, где готовят еду. Большие глиняные кувшины, используемые для хранения воды или других личных вещей, часто ставятся у кухонных стен и свидетельствуют об экономическом статусе владельца.
Искусство народа лоби в Буркина-Фасо проявляется в различных формах и состоит из множества скульптурных работ, но эти работы не получили большого внимания со стороны исторического мира искусства.. Материал, использованный Лоби, большинством историков искусства считается простым. Святыни также, как правило, делаются простыми и имеют фигуры, которые практически не лепят из дерева. Как и другие африканские культуры, искусство лоби имеет более важную функцию, чем эстетика. Некоторые из этих предметов искусства включают брачные шесты, резьбу по дереву и небольшие скульптуры.
Малая бронзовая скульптура, созданная Лоби.Резчики по дереву Лоби не жаждут зарабатывать деньги и имеют ритуальный практический взгляд на искусство. Резчики по дереву считают, что желание иметь цель. Они исходят из идеи, что резьба по дереву рассматривается как опасный акт и требует ритуала защиты от враждебных духов, которые могут разозлиться во время рубки деревьев. Некоторые из вариаций скульптуры Лоби - это скульптуры высотой всего несколько сантиметров. В то время как тяга к дереву более известна из произведений, созданных Лоби, также использовалась бронза. Некоторые из применений бронзы включают подвески животных и фигур, колокольчики, а также некоторые браслеты и ножные браслеты.
Другой тип творения Лоби - брачные шесты. Брачные шесты делают из деревьев ши, которые имеют значение в Лоби каждый день. На этих столбах также есть черные полосы, сделанные из красителя, которые затем соединяются вертикальной полосой. Эти полосы окрашены в жердь, а кора дерева полосатая, оставляя контрастные полосы по длине шеста. Брачные шесты делают друзья будущего мужа и имеют высоту около трех метров. На вершине брачного шеста есть вилка, к которой будет привязан кусок ткани после прибытия новой невесты. Цвет ткани, будь то белый или красный, показывает статус невесты и ее привязанность. Эти столбы устанавливаются вдоль тропинок к зданию (соукхала) на расстоянии около десяти метров друг от друга. Некоторые шесты примерно на полпути вниз имеют связанный пучок листьев из дерева ши, как и сам шест, и это называется кха. Краска и листья - подарки от отца жениха. Краска должна побуждать невесту оставаться на месте, а листья - это лекарство от дождя, поэтому они приносят процветание. Однако, когда эти листья высыхают, они могут причинить вред другим, кто прикоснется к ним духовно. Столбы помещены в красную глину, а маленькие глиняные фигурки можно найти у основания некоторых брачных шестов, которые наполовину погребены в небольшом холме и сбиты в кучу. Это лишь один из различных видов «искусства», существующих в культуре лоби.
На Викискладе есть материалы, связанные с Люди лоби. |