Ли гуй (Китайский : 利 簋) - древний китайский бронзовый жертвенный сосуд гуй, отлитый ранним чиновником династии Чжоу по имени Ли. Он отличается тем, что является самым ранним бронзовым сосудом Чжоу, который был обнаружен, самое раннее упоминание о металле, подаренном королем, является одним из двух сосудов, датируемых периодом правления короля Чжоу У до запись личных имен и единственное эпиграфическое свидетельство дня завоевания Чжоу Шан. Это делает Ли гуй очень важным для периодизации династий Шан и Чжоу, и было описано, что на нем есть «самая важная надпись, касающаяся завоевания Шаня Чжоу»
. Ли Гуй - круглый сосуд на квадратном постаменте высотой 28 сантиметров; устье сосуда имеет диаметр 22 сантиметра. Он имеет две ручки в форме птиц и покрыт горельефным узором даотэ, похожим на более ранние ритуальные предметы Шан. Он был раскопан в 1976 году в районе Линтун, Шэньси и какое-то время хранился в музее уезда Линтун, а затем был передан в Национальный музей Китая в Пекине, где он сейчас проживает. В 2002 году он был внесен в список культурных артефактов, запрещенных к вывозу с китайской земли..
Ли гуй начертана из тридцати двух знаков, ознаменовывающих завоевание королем Чжоу У. Шан. Переписанная современным обычным письмом, с архаичными фонетическими заимствованиями и диграфами, приведенными в скобках, полная надпись гласит:
珷(武王) 征 (唯) 甲子 朝 歲. 鼎 (貞) 克 昏 (聞) 夙 又(有) 的. 王 才 (在) 管 師 易 (賜) 又 (右) 吏 利. 金 用 乍 (作) 旜 公 寶 尊 彝
Самая важная особенность надписи это запись циклических знаков дня решающей битвы при Муйе. Надпись соответствует дате, указанной в главе Ши Фу (世 俘, «захват мира») главы И Чжоу Шу и главе Му Ши (牧 誓, «Клятва в Муе»). Книги Документов . Надпись начинается: «Царь У напал на Шан. Было утро дня цзяцзы». Имя короля Ву, записанное таким образом на современном сосуде, подтверждает теорию о том, что ранние короли Чжоу при жизни назывались теми же титулами, что и после их смерти, в отличие от более поздних китайских монархов.
Следующие несколько графиков являются предметом обсуждения. вызывает много споров в интерпретации, особенно по поводу того, следует ли читать слово sui (歲, крайний правый нижний график в надписи) как название ритуала или как ссылку на планету Юпитер. Ученые не пришли к единому мнению о значении этой части надписи с переводами в диапазоне от «Юпитер был в правильном положении, давая понять королю, что он победит, и вскоре он контролировал Шан» до «Король исполнил суй и дин. жертвоприношения, давая понять, что он может разгромить правителя Шаня ».
После проблемного отрывка надпись заключает:« В день Синьвэй [то есть семь дней спустя] король находился в лагере Цзянь. Он подарил свой металл йоши Ли, из которого он делает этот драгоценный ритуальный сосуд для своего уважаемого предка Чжана ». Это указывает на то, что Ли, заклинатель корабля, мог быть участником битвы при Муйе.