Смеялся Лазарь - пьеса Юджина О'Нила, написанная в 1925 году. Подзаголовок спектакль для творческого театра. Это долгая теофилософская медитация, в которой более сотни актеров составляют замаскированный хор. В театральном формате «Лазарь смеялся» выглядит греческой трагедией. Но основная идея похожа на мистические пьесы из Средневековья. Пьесу О'Нила, Великий бог Браун, можно рассматривать как введение к этой пьесе.
В рассказе представлены персонажи и события, произошедшие после появления Лазаря из Вифания из мертвых от Иисус.
Поскольку Лазарь - первый человек, вернувшийся из царства мертвых, толпа пристально реагирует на его слова. Снова и снова он заявляет им, что смерти нет - только вечный смех Бога. Чем больше смеется Лазарь, тем моложе и сильнее он становится. Чем больше он смеется, тем старше и слабее становится его жена Мириам (которая доверяет ему, но не понимает его смеха).
Последующие сцены изображают серию испытаний (возможно, подобных тем испытаниям Иова ) евреями, римлянами и греками, чтобы испытать веру Лазаря. Следовательно, у него отбирают членов его семьи, но Лазарь продолжает всегда смеяться, даже когда Мириам отравлен римским императором Тиберием и продолжается до самого конца, когда Тиберий сжигает его на костре.
С тех пор, как пьеса была впервые опубликована, она почти никогда не ставилась на крупных театральных площадках. Театр Сообщества Пасадены (Игроки Сообщества Пасадены) поставил его единственную крупную постановку и его мировую премьеру в 1928 году с участием 151 актера и 420 ролей, в том числе Ирвинга Пичела в качестве названия.
Менее масштабная, но все же значительная европейская премьера была поставлена в 1971 году Американским репертуарным театром в Европе (ARTE) с актерским составом из более 40 актеров, в основном студентов, исполняющих 150 различных ролей. «Для некоторой дополнительной силы главную роль доверили Полу Эбботту из Американского театра консерватории в Сан-Франциско». Эта гастрольная постановка исполнялась (на английском языке) в нескольких старинных амфитеатрах под открытым небом в Италии, в том числе в Большом театре в руинах Помпеи, в Театро Романо в Вероне и в великолепном греко-римском Театр Антико в Таормине, Сицилия. Выступления также давались в Театре Романо во Фьезоле (недалеко от Флоренции) и на Вилле Негроне в Лугано, Швейцария. Спектакль привлек широкую аудиторию и получил восторженные отзывы в крупных итальянских газетах.
«Лазарь смеялся» - это пьеса, которая полностью отвечает этой вере. Он пытается интенсивно визуализировать религиозный дух, который О'Нил смутно ощущал всю свою жизнь. Лазарь, изображенный в начале пьесы как человек, который в жизни был не чем иным, как неумелым фермером, напоминает Роберта Мэйо, но теперь преобразился и превознесся своим путешествием за самые далекие горизонты. Деформированный, обезьяноподобный в своих выходках Калигула - это квинтэссенция других духовно деформированных персонажей, которыми был озабочен О'Нил: Волосатая обезьяна Марко с его духовным горбом, капризный Билли Браун. Тиберий Цезарь, Помпея и Мириам также резко выделяют в специфически религиозном контексте человеческие характеристики, в которых ранее О'Нил почувствовал «слабое указание» духа.
Однако в Лазарь смеялся, у нас есть позитивное и радостное утверждение воли к жизни, провозглашение, сделанное пророком-идеалистом, который есть мучимый никакими сомнениями, человек, настолько уверенный в своем послании, что фактически изгнал смерть из своего мира; но О'Нил позаботился о том, чтобы поместить этого пророка в мир на две тысячи лет моложе, чем он сейчас. Лазарь смеялся - это не жизнь; это мечта драматурга между ранним и поздним адом на земле.