Смех - это сборник из трех эссе французского философа Анри Бергсона, впервые опубликованных в 1900 году. Он был написан на французском языке, оригинальное название - Le Rire. Essai sur la Meaningation du comique (Смех, эссе о значении комического). Как комментирует Бергсон (2020): в этом эссе «Бергсон принадлежит к небольшому числу крупных философов, которые глубоко затронули тему смеха и комикса как его источника». Кроме того, эссе является «переходным, поворотным моментом в философии Бергсона в целом».
Эти три эссе были впервые опубликованы во французском обозрении Revue de Paris. Книгу выпустило в 1924 году издательство «Алкан». Он был переиздан в 1959 г. Presses Universitaires de France по случаю столетней годовщины со дня рождения Бергсона.
В предисловии, опубликованном в 1900 году, но закрытом в 1924 году, Бергсон объясняет, что в трех статьях он хотел изучить смех, особенно смех, вызванный комического, а также для определения основных категорий комических ситуаций, для определения законов комического. Он также добавил список работ и этюдов о смехе и комиксе.
В предисловии, написанном в 1924 году для замены первоначального предисловия, Бергсон объясняет, что его метод совершенно новый, потому что он заключается в определении процесса комикса вместо анализа эффектов комического.. Он указывает, что его метод не противоречит результатам другого, но предполагает, что он более строг с научной точки зрения. Он добавляет более обширную библиографию.
Английский перевод Клодесли Бреретона и Фреда Ротуэлла, «Смех: эссе о значении комикса», был впервые опубликован в 1911 году и выдержал несколько выпусков до 2005 года.
Первое эссе состоит из трех частей:
В кратком вступлении Бергсон объявляет, что он попытается дать определение комическому, но он не хочет давать жесткое определение этому слову; он хочет рассматривать комикс как часть человеческой жизни. Его амбиции также заключаются в том, чтобы лучше узнать общество, функционирование человеческого воображения и коллективного воображения, но также искусство и жизнь.
Общие факты о комиксе
Бергсон начинает обратите внимание на три факта о комиксе:
Социальная роль смеха
Бергсон теперь предполагает, что комикс требует использования интеллекта вместо чувствительности, и он пытается определить, какова реальная роль разума в комической ситуации. Он берет пример с человека, упавшего на улице на глазах у прохожих. Смех вызван случайной ситуацией, вызванной движением. Источник комикса - наличие жесткости в жизни. Жизнь определяется Бергсоном как вечный механизм, он отличается гибкостью и маневренностью. Комические ситуации, например, с падающим человеком, - это ситуации, в которых движение не является гибким.
Однако комикс основан не только на необычных ситуациях, но также на персонажах и людях. Бергсон берет пример с рассеянных людей - распространенного источника комедии. Люди склонны ассоциировать людей с комическим персонажем, что усиливает комичность. Вдобавок, когда мы высмеиваем кого-то за один из его пороков, это происходит потому, что человек не осознает свой собственный порок, в то время как мы осознаем его. Таким образом, смех заставляет людей становиться лучше и подавлять свои пороки, потому что смех заставляет их осознавать их. Вот почему Бергсон утверждает, что смех играет моральную роль, это фактор единообразия поведения, он устраняет нелепые и эксцентричные отношения: «Помимо действий и отношений, которые автоматически караются своими естественными последствиями, остается определенная негибкость тела., разума и характера, от которых общество хотело бы избавиться, чтобы добиться большей гибкости и большей общительности своих членов. Эта негибкость комична, смех - наказание ».
Комичность и формы материальности
Смех может быть вызван уродством, но уродство не всегда комично. Чтобы посмеяться над уродством, нам нужно иметь наивный, непосредственный, оригинальный подход, а не думать. Мы также должны сосредоточиться на конкретной особенности человека и связать человека с этой особенностью. То же самое и с художниками-карикатуристами, преувеличивающими физические и природные особенности людей. Наше воображение видит в каждом стремлении души динамизировать материальность, душа или разум придают гибкость, подвижность и оживленность твердому телу и материальности. Однако тело имеет тенденцию к застыванию, и это производит комический эффект: «Когда материальности удается зафиксировать движение души, препятствовать ее изяществу, она приобретает комический эффект. Чтобы определить комическое по сравнению с его противоположностью, мы должны противопоставить его изяществу, а не красоте. Это скорее жесткость, чем уродство ».
Комикс жестов и движений
Бергсон заключает, как непосредственное следствие предыдущей главы, что «положения, жесты и движения человеческого тела вызывают смех точно так же, как тело заставляет нас думать простой машине». Люди склонны смеяться, когда видят действие машины в человеческом теле. Вот почему, когда мы концентрируем наше внимание на конкретном жесте говорящего, чтобы лучше выразить свое мышление, мы автоматически находим его комичным, тогда как это движение само по себе не комично. Мы также смеемся, когда кто-то имитирует кого-то другого, потому что, чтобы подражать кому-то, имитатор воспроизводит самые механические, самые бессознательные движения и жесты человека. То же самое и с пародией на деятельность. Для Бергсона это также объясняет, почему, как заметил Паскаль, когда мы видим два лица, которые очень похожи, мы находим это комичным, в то время как сами по себе лица не комичны. И наконец: «Это потому, что по-настоящему живая жизнь не должна повторяться. Там, где есть повторение, полное сходство, мы подозреваем, что за жизнью стоит механизм. Это отклонение жизни к механизму и есть настоящая причина смеха. »
Комическое и человеческое воображение
В начале пятой главы Бергсон снова размышляет о своем методе анализа. Он напоминает, что искать в комиксе уникальный прием не имеет смысла. Однако есть центральная причина комического, и все комические ситуации происходят из нее. Эта центральная причина - механизм, применяемый к жизни, и все комические эффекты формируются вокруг этой причины нашим воображением. Есть три основных направления, по которым наше воображение ориентировано на создание комических эффектов, три общих закона: