Лакшмана | |
---|---|
Царь Наддулы | |
Правление | ок. 950–982 гг. |
Преемник | Шобхита |
Династия | Чахамана из Наддулы |
Отец | Вакпатираджа I |
Лакшмана (IAST : Lakṣmaṇa, rc 950-982 гг.) Был индийским королем, основавшим династию Наддулы Чахамана. Сын Шакамбхари Чахамана царя Вакпатираджи I, Лакшмана создал княжество около Наддулы (современный Надол в Раджастхане ).
В средневековой народной литературе Лакшмана также известен как Рао Лакха или Лахана. Он родился у Шакамбхари Чахамана царя Вакпатираджи I, которому наследовал его старший брат Симхарадж.
Тот факт, что Лакшмана был сыном Вакпатираджи, известен только из записи Наддулы Чахамана. В надписях его родительской династии он не упоминается. Каменная надпись 973 г. н.э. Харша Шакамбхари Чахамана называет двух его братьев и четырех его племянников, но не упоминает его. Это могло быть потому, что он был соперником, претендующим на трон, или потому, что у него не было сердечных отношений с Симхараджей по какой-то другой причине.
В некоторых более поздних источниках говорится, что отцом Лакшмана был Симхараджа. К ним относятся Лакхана Раула Прабандха (легендарная биография Лакшмана из собрания Пуратана Прабандха Санграха) и Кхьят летописца XVII века Мухнот Найнси. В Ачалешваре надпись Лунтигадевы называет его отца Синдхураджей. Однако эти записи могут быть проигнорированы как неточные, поскольку самые ранние надписи ясно описывают Лакшману как сына Вакпатираджи.
Лакхана Раула Прабандха заявляет, что он покинул дом в неопределенном путешествии. Его сопровождали только жена и слуга. Он остановился в храме в Наддуле, чтобы отдохнуть во время путешествия, и решил остаться там. Легенда предполагает, что Лакшмана был вынужден покинуть свой дом, так как он не имел королевской поддержки во время путешествия.
Лакхана Раула Прабандха утверждает, что Лакшмана в одиночку боролся против флибустьеров, названных Медас, совершавший набег на район Наддулы. Это произвело впечатление на местных брахманов, которые наняли его охранять город. Постепенно Лакшмана собрал небольшой отряд и заставил Медаса держаться подальше от Наддулы. Однажды он отважился слишком далеко в Медапату (территория Меды), преследуя Меда. Он был тяжело ранен в бою против Медаса и чувствовал себя беспомощным. Но его семейное божество Ашапури явилось перед ним и сказал ему, что к нему придет большое количество лошадей, принадлежащих королю малва. Она посоветовала ему окропить лошадей шафрановой водой. На следующий день конвой из 12 000 лошадей прошел мимо Лакшмана. Когда он окропил их шафрановой водой, их цвет изменился так резко, что люди, сопровождавшие лошадей, не узнали их. Таким образом, Лакшмана стал владельцем этих 12 000 лошадей. С помощью этих лошадей Лакшмана смог построить себе королевство. Кхьят Найнси содержит аналогичный счет, но утверждает, что количество лошадей составляет 13 000. Эти легенды предполагают, что у Лакшмана была сильная конница.
. Согласно записям Чахамана, Лакшмана собирал налоги с ворот Патаны и взимал дань с Читтора. Историки, такие как Г. Х. Оджа и Дашаратха Шарма считают это пустым хвастовством, так как этими двумя городами в то время управляли независимые правители. Патана была столицей Чаулукья царя Мулараджи, а Читтор находился под контролем Гухилы правителей Шактикумара и Амбапрасада.
Строительство Форт Надол приписывается Лакшмане. Говорят, что он также построил храм Вишну, названный в его честь в Надоле (возможно, храм Лакшмана-свамина, упомянутый в более поздних надписях 12 века).
Лакшмана, как говорят, женился на вайшье женщина в Наддуле. Ему наследовал его сын Шобхита псевдоним Сохия.