Конфликты клики Амдо и Ма | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
| |||||||
Воюющие стороны | |||||||
Китайская Народная Республика | Амчок и Голок Амдо тибетцы | ||||||
Командиры и лидеры | |||||||
Чан Кайши Ма Ци Ма Буфанг | Неизвестный | ||||||
Сила | |||||||
Национально-революционная армия в составе Несколько тысяч китайских солдат хуэйской армии Цинхай | Бойцы племени нголок | ||||||
Жертвы и потери | |||||||
Неизвестный | Неизвестный |
Конфликты клики Амдо и Ма (1917–1949) представляли собой серию военных кампаний против непокоренных племен Амчок и Нголок ( Голок ) в Тибетских областях Цинхай ( Амдо ), предпринятых двумя хуэйскими командирами, генералом Ма Ци и генералом Ма Буфангом, от имени правительств Бэйян и Гоминьдан Китайской Республики. Кампании длились с 1917 по 1949 год.
Генерал Ма Ци был китайским военачальником из числа хуэй, который присоединился к Гоминьдану после Северной экспедиции 1927–1928 годов. Его силы полностью состояли из китайцев хуэй, организованных в армию Нинхай, которая затем была преобразована в подразделение Национально-революционной армии.
Ма Ци занял монастырь Лабранг в 1917 году, впервые его захватили нетибетцы. Ма Ци нанес поражение тибетским войскам своими войсками хуэйских китайцев. Его войска хвалили иностранцы, которые путешествовали через Цинхай за их боевые способности. У монастыря Лабранг были прочные связи с неумиротворенными тибетскими племенами нголок, которые отказались подчиняться китайскому правлению, в отличие от других тибетцев Цинхая.
После того, как в 1918 году вспыхнули этнические беспорядки между хуэй и тибетцами, Ма Ци нанес поражение тибетцам. Он облагал город высокими налогами в течение восьми лет. В 1925 году вспыхнуло восстание, и тысячи тибетцев изгнали хуэй. Ма Ци ответил 3000 китайскими войсками хуэй, которые вернули Лабранг и расстреляли тысячи тибетских монахов, когда они пытались бежать. Ма Ци неоднократно осаждал Лабранг, но тибетцы и монголы яростно сопротивлялись его силам хуэй, пока Ма Ци не отказался от них в 1927 году. Однако это была не последняя встреча Лабранга с генералом Ма. Войска хуэй снова разграбили и разорили монастырь. В отместку тибетские кочевники заживо сняли шкуру с многих солдат хуэй. Одна из самых распространенных практик - разрезать живот еще живого солдата, а затем вставлять в него горячий камень. Многие хуйские женщины были проданы этническим ханам и казахам. Детей усыновили тибетцы.
Австрийский - Американский исследователь Джозеф Рок был свидетелем бойни и последствия одного из сражений вокруг 1929. Ма мусульманская армия покинула тибетские скелеты разбросаны на обширной территории, и монастырь Лабранг был украшен обезглавленных тибетских головами. После битвы при Сяхэ около Лабранга в 1929 году обезглавленные тибетские головы использовались в качестве украшений китайскими мусульманскими войсками в своем лагере, всего 154 человека. Рок описал, как вокруг лагеря забивали головы «молодых девушек и детей». К седлу каждого мусульманского всадника прикрепляли от десяти до пятнадцати голов. Головы были «нанизаны на стены мусульманского гарнизона, как гирлянда цветов».
Ма Буфан, сын Ма Ци, был военачальником Гоминьдана, который доминировал в Цинхае. Он служил генералом в Национально-революционной армии и стремился расширить контроль Китайской Республики над всем Цинхай, а также силой вернуть Тибет в состав Республики. Когда Ма Буфанг предпринял семь экспедиций в Голог, убив тысячи тибетцев-нголок, правительство Китайской Республики, известное как Гоминьдан, поддержало его.
Ма и его армия истребили многих тибетцев-нголок в северо-восточном и восточном Цинхае, а также разрушили тибетские буддийские храмы. Во время одной из таких атак в 1941 году Ма Буфанг послал войска китайских хуэй разрушить монастырь Секар Гомпа, убив их ламу высшего ранга и 300 тапас. Они разграбили комплекс, сожгли его дотла и продали все имущество за золото и серебро.
С 1918 по 1942 годы полевые командиры Ма вели интенсивную жестокую войну против жителей Голога из племени нголок. Ма Буфанг также создавал конфликты, отдавая пастбища одновременно тибетским и монгольским группам, что способствовало разобщению.
Средняя школа Куньлунь была основана Ма Буфангом, и она набирала тибетских учеников, которые вели суровую военную жизнь. Ма хотел использовать их в качестве переводчиков, поскольку он расширил свои военные владения на земли, населенные тибетцами.
Во время умиротворения разразилась война между Цинхай и Тибетом. Тибет попытался захватить части южной провинции Цинхай после спора в Юйшу, Цинхай, из-за монастыря в 1932 году. Армия Ма Буфанга победила тибетские силы и отбила несколько уездов в провинции Сикан.
Тибетские племена в южном Цинхае восстали из-за налогообложения Ма Буфанга в 1939–1941 годах, но они были подавлены «кампаниями подавления» и убиты Ма Буфангом, что вызвало большой приток тибетских беженцев в Тибет из Цинхая.
По приказу гоминьдановского правительства Чан Кайши Ма Буфанг отремонтировал аэропорт Юшу в южной провинции Цинхай, недалеко от границы с Тибетом, чтобы не дать тибетским сепаратистам добиться независимости. Чан также приказал Ма Буфангу привести своих солдат хуэй в готовность к вторжению в Тибет в 1942 году. Ма Буфанг подчинился и двинул несколько тысяч солдат к границе с Тибетом (1912–1951). Чан также угрожал тибетцам бомбардировкой с воздуха, если они не подчинятся.
Бывший тибетский солдат кхампа по имени Атен, сражавшийся с силами Ма Буфанга, рассказал о битве. Он описал китайских мусульман как «жестоких». После того, как он и его войска попали в засаду 2000 китайской мусульманской кавалерии Ма Буфанга, он остался с пулевыми ранениями и «не питал иллюзий относительно судьбы большей части нашей группы», большинство из которых было уничтожено. Атен также утверждал, что «тибетская провинция Амдо » была «оккупирована» Ма Буфангом.