The Kanephoros (греч. : Κανηφόρος,, pl.Kanephoroi (Греч.: Κανηφόροι); латинская форма множественного числа Canephorae ; букв. «Несущие корзины») была почетной должностью, предоставляемой незамужним молодым женщинам в древней Греции, что включало привилегию вести процессию к жертвоприношениям на праздниках; высшей честью было возглавить помпе (πομπή) на Панафинейском празднике. Роль была отведена девственнице, выбранной из аристократических евпатридских семей Афин, чья чистота и молодость считались необходимыми для обеспечения успешного жертвоприношения. Ее задача заключалась в том, чтобы нести корзину или канун (κανοῦν), которая содержала подношение ячменя или первых плодов, жертвенный нож и филе для украшения быка, в процессии через город к алтарю на акрополе.
Из книги Аристофана Лисистрата у нас есть свидетельства того, что должность канефора была последней в череде религиозных обязанностей, которые могла выполнять незамужняя афинская девушка; сначала как arrhephoros, позже как aletris, затем как arktos (ἄρκτος). Отрывок продолжается: «В конце концов, когда я выросла и стала красивой девушкой, я была канефором и носила ожерелье из сушеного инжира». Хотя точный возраст канефора неизвестен, это предполагает, что девочке было, вероятно, от 11 до 15 лет. В таком заметном и ритуально важном посту избранная девушка должна была иметь безупречную репутацию: в 514 г. до н. Э. Неназванная сестра Хармодиос был отвергнут как канефор в Большой Панафинеи; это оскорбление упоминается как причина более позднего убийства ее братом тирана Гиппарха, ускорившего падение семьи Писистратидов. Культовый обычай носить корзину в жертвенной процессии восходит к минойскому периоду; тем не менее, афинское употребление, похоже, относится к истокам Панафинеи. Роль также упоминается в мифе с похищением Орейфии Борей. Девушка, выступавшая в роли канефора, рекламировала бы центральное место своей семьи в афинском обществе и свою собственную готовность к династическому браку.
Изображение канефора в искусстве представляет интересную проблему. В отличие от эфебов таких девушек очень мало, возможно, из-за ограничения на упоминание имени благородных женщин в древнегреческом обществе. Не считая Парфенона, есть только около 44 изображений девушек и каруна в период с 550 по 330 год до нашей эры. В противном случае ее следует идентифицировать по ее платью, поскольку во время службы канефор носил характерную длинную мантию, например, в kylix от Makron, Толедо, Огайо, 1972 г. 55. На Фризе Парфенона ни одна из девушек (которые можно идентифицировать по длинным волосам) не изображены несущими канун, и все они носят праздничную мантию, однако Линда Джонс Роккос предполагает, что девушки носили как пеплос, так и Мантия подразумевает, что они канэфорои, что согласуется с свидетельствами современной вазописи и свадебной иконографии. Это решило бы проблему странного отсутствия корзиночников на фризе процессии.
Канефор не была эксклюзивной для Панафиней или Афин, ее можно встретить на многих фестивалях по всему греческому миру, в том числе: Страна Дионисия в Аттике; Богоматерь в Афинах, Аполлон Пифей, Артемида Браурония, Асклепий; Деметра и Исида в Элевсине; Зевс Disoterien в Пирее; Зевс Базилевс в Лебадее; Аргосская Гера; Ксфродит; Гермес в Саламине; Геката на Делосе; Сарапис и Исида; Геракл; Герос Ятрос; Неоптолемос. Культ правителя царства Птолемеев включал канефор обожествленной царицы Арсинои II.