Цзяян Угольная железная дорога, также известная как железная дорога Шиси – Хуанцзин или железная дорога Шибаньси, представляет собой узкоколейную железную дорогу в Сычуань в Уезд Цяньвэй рядом с Лэшань, Китай.
Угольная шахта была открыта в Бацзяогоу (芭蕉 沟) в 1938 году. Изначально уголь транспортировался в грузовиках с ручным приводом по 600 мм (1 фут 11 ⁄ <Железнодорожный путь колеи 66>8 дюймов до Мамио, где уголь был загружен на баржи на реке Мабиан.
Чтобы сделать транспортировку более эффективной, строительство линии узкоколейной железной дороги длиной 19,84 км (12,33 мили) до Шикси с шириной колеи 600 мм (1 фут 11 ⁄ 8 в), началось в 1958 году. торжественно открыт 12 июля 1959 года. В 1960 году он был изменен до 762 мм (2 фута 6 дюймов). Станция является частью зигзага.
Изначально вагоны с углем использовались для перевозки угля и пассажиров. В 1960-е годы стали доступны поезда с раздельным угольным и пассажирским подвижным составом. В 1975 году, независимо от угольного транспорта, ежедневно курсировало шесть пар пассажирских поездов, но с годами их количество сократилось до четырех пассажирских поездов в день.
Дополнительные шахты рядом и Юэджин, Сычуань, также были связаны с железнодорожной линией. В 2000 году линия Юэцзинь – Шиси была электрифицирована 550 В постоянного тока. Транспортировка оставшейся части угля была прекращена в 2003 году, но пассажирские поезда все еще ходили из-за отсутствия автомобильного сообщения. В мае 2004 года местное правительство потребовало сохранить эту линию как историческую железную дорогу, поскольку ею интересовалось все больше и больше туристов. В 2010 году он был внесен в список национального культурного наследия. Билеты для туристов стоят ¥ 80, но местные жители платят только 0,5 ¥.
Первоначально использовались переоборудованные грузовики, позже паровозы, вероятно, типа RJ. После переналадки использовались более крупные паровозы ЗМ16-4-С2. Они все еще используются на неэлектрифицированном участке. В 2001 году еще действовали номера 07, 08, 09, 10 и 14.
Два дизеля с номерами 01 и 02 были закуплены и введены в эксплуатацию в 1991 году. Они уже были выведены из эксплуатации в 1996 году. На электрифицированной части линии между Шикси и Юэцзинь в 2000 году были приобретены три электровоза ZL 14-7 с четырьмя колесами каждый.
Уголь первоначально перевозился в фургонах с бамбуковой надстройкой, позже - с деревянной надстройкой и сегодня используются двухосные стальные вагоны. Для обслуживания пассажиров используются двухосные вагоны с открытыми окнами, а для зарегистрированного багажа доступны четырехосные вагоны. У туристических вагонов тоже четыре оси. Их окна закрыты прозрачным пластиком, некоторые из них окрашены в коричневый цвет.
C2 07 со вспомогательным поездом, покидающим зигзагообразную станцию, 2011
C2 07 с пустыми вагонами для угля в, 2011
Четыре пары пассажирских поездов в сутки проезжают всю линию за 75 минут в одном направлении. Кроме того, одна или две пары поездов ежедневно используются для перевозки угля между Хуанцзин и Шиси. Специальные поезда для туристов доступны по запросу. Для этого используются только туристические вагоны. К обычным пассажирским поездам добавляются еще один или два туристических вагона. Все эти поезда тянут паровозы ЗМ16-4 даже на электрифицированном участке линии. Локомотивы пополняются на станции Юэцзинь по пути в Хуанцуньцзин.
Уголь перевозят между Юэцзином и Шиси на электровозах. Один ZL 14-7 перемещается вперед и назад между станциями загрузки и разгрузки.